1. Таинство Крещения

Таинство Крещения является дверью в Церковь как Царство благодати – с него начинается христианская жизнь. Крещение – грань, отделяющая членов тела Христова от прочих людей, находящихся вне этого тела.

    В Крещении человек облекается во Христа, по словам апостола Павла, которые поются во время обхождения крещаемых вокруг купели: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»). В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую духовную жизнь, о чем говорится в апостольском чтении, содержащемся в чинопоследовании таинства: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти... Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6:3-11).

    Прообразом новозаветного Крещения было Иоанново «крещение покаяния для оставления грехов» (Мр. 1:4), совершенное им в водах Иордана. Вода – один из древнейших религиозных символов. В Библии вода символизирует жизнь (Ис. 35:6-7; 58:11), благодать Божью (Ин. 4:10-14), духовную и нравственную чистоту человека (Ис. 1:16). У древних евреев в обычае были частые омовения, которые, однако, так же как и жертвенная кровь, не могли смыть первородного греха и освободить человека от власти диавола. Крещение Иоанново по форме было похоже на эти ритуальные омовения, по смыслу же было приготовительным к встрече Христа: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:3). Христос пришел к Иоанну креститься не для того, чтобы омыться, так как был безгрешен и чист, но чтобы Своим погружением в Иордан освятить воды реки, сделать их животворными и живоносными. В таинстве Крещения тоже освящается вода, для чего читаются молитвы с призыванием Святого Духа.

     Таинство Крещения заповедано Самим Христом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Заповедь Христа включает в себя основные элементы чинопоследования таинства: предварительное научение («оглашение»), без которого вера не будет сознательной, погружение в воду (греч. baptismos буквально означает «погружение») и формулу «во имя Отца и Сына и Святого Духа». В первоначальной Церкви Крещение совершалось через погружение в воду (ср. Деян. 8:38: «сошли оба в воду»), причем в самую раннюю эпоху крестили в «воде живой», то есть в проточной, речной, а не стоячей, озерной. Однако довольно рано при храмах стали строить баптистерии со специальным бассейном (купелью), в который погружали крещаемых. Практика обливания и окропления более поздняя. Впрочем, и в древней Церкви допускалось Крещение через обливание в исключительных обстоятельствах, например в случае болезни крещаемого. В «Луге духовном» описан случай Крещения человека не водой, а песком: путники находились в глубине пустыни и им угрожала смерть, а воды поблизости не было.

   124-е правило Карфагенского Собора (IV в.) содержит анафему отвергающим необходимость крещения младенцев и новорожденных детей.

    Что же касается веры как главного условия действенности таинства («кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» – Мк. 16:16), то в случае Крещения младенцев исповедание веры произносят восприемники (крёстные), тем самым дающие обязательство воспитать детей в вере и сделать их Крещение сознательным. Младенец, принимающий таинство, не может логически осмыслить то, что происходит с ним, однако его душа вполне способна воспринять благодать Святого Духа. «Я верую, – пишет преподобный Симеон Новый Богослов, – что крещеные младенцы освящаются и сохраняются под кровом Всесвятого Духа и что они – овцы духовного стада Христова и избранные агнцы, ибо запечатлены знамением животворящего Креста и совершенно освобождены от тиранства диавола». Однако младенцам благодать Божья дается как бы в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды, требуются усилия и восприемников, и самого крещаемого по мере его возрастания.

 

Крестный (восприемник) — в Таинстве Крещения свидетель, поручитель за веру крещаемого, обязанный наставлять его в правилах христианской жизни.

 

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

 

При Крещении младенцев восприемники бывают для того, чтобы произносить вместо них Символ веры и необходимые ответы и впоследствии иметь попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Требник).

 

Обычай иметь восприемников при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию.

 

При Крещении младенцев восприемники приносят и держат на руках своих крестных детей на протяжении всего чинопоследования, причем, если восприемников двое, то мальчика может держать крестная мать, а девочку – крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения младенца в купель, он возвращается на руки своему восприемнику (того же пола, что и младенец), который должен иметь в руках чистую пеленку или полотенце, чтобы вытереть тело ребенка. Восприемник должен знать Символ веры и прочесть его в соответствующий момент; кроме того, он дает ответы на вопрошения священника об отречении от сатаны и сочетании со Христом. Впоследствии, по достижении ребенком сознательного возраста, восприемник должен объяснить ему основы Православной веры. Эти обязанности предполагают, конечно, что сам восприемник – крещеный и православно верующий человек, знакомый с содержанием Священного Писания, знающий основные молитвы, посещающий церковные богослужения.

 

Обязанности крестных

 

У крестных по отношению к крестникам есть 3 основные обязанности:

 

1. Молитвенная. Крестный обязан молится за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.

 

2. Нравоучительная. На собственном примере, вы должны показать малышу человеческие добродетели – любви, доброты, милосердия, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином.

 

3. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания, а если вы сами не достаточно осведомлены, то сначала восполните пробелы у себя сами.

 

Вы обещали Богу, что приведете к нему этого малыша. Помните об этом.

 

Кто может быть крестным

 

– Крестным (восприемником) должен быть православный христианин. Крестным не может быть отпавший от Церкви (регулярно не причащающийся), представитель иной религии или атеист. От восприемника требуется не только, чтобы он знал Символ веры и читал его при Крещении, но и духовное воспитание крестника в будущем, ежедневная молитва за него.

 

– Крестный должен быть воцерковлённым человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и воспитывать его в христианской вере.

 

– После того, как совершено Таинство Крещение, крестного нельзя поменять, даже если он пропал без вести или отпал от веры.

 

– Беременная и незамужняя женщины могут быть крестными и мальчиков и девочек.

 

– Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка, остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

 

– У человека должен быть только один крестный родитель. По Требнику, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Наличие второго крестного есть неписаный, хотя и древний, обычай Церкви.

 

– Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини.

 

– Чином Таинства Крещения предполагается очное присутствие восприемников при его совершении. В крайнем случае допускается Крещение младенцев и без восприемников, тогда сам священник считается крестным.

 

– Запрещены браки между крещаемым и восприемником одного пола с ним: восприемник не может взять в жены свою духовную дочь, и кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери (VI Всел. соб., прав. 53).

 

Безрассудно приглашать крёстным человека нецерковного: чему может научить тот, кто сам не знает предмета? Это как выбрать проводником в опасном путешествии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), проходимца, не знающего маршрута.

 

Так же нерассудительно церковному человеку брать на себя перед Богом обеты воспитывать в христианской вере младенца, родители которого не только вне Церкви, но и не собираются воцерковляться, прививать своё чадо ко Христу-Спасителю.

 

Если же вас приглашают быть восприемником родители, которые не только не против того, чтобы  крестить ребёнка, но и сами готовы стать членами церковной общины, то разумно, перед принятием собственных обетов, взять и с родителей обет исполнять Заповеди, ежедневно молиться за своих детей, приходить с ними в храм, стараться еженедельно их причащать. В идеале хорошо бы посоветовать родителям  походить в воскресную школу или на занятия по катехизации: через пару занятий будет понятно, серьёзно ли они относятся к духовной жизни, либо рассматривают Крещение как магический обряд.

 

По древнему церковному правилу, при Крещении младенцев необходимым считался только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола (Большой Требник, 5 гл., «зри»). Правило о «бытии при Крещении одному восприемнику» принадлежало первым векам христианства и строго соблюдалось в Церкви Восточной и Западной до IX века. В наше время широкое распространение получил обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.

 

  Только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение. Их имена воспоминаются в молитвах и вносятся в свидетельства о Крещении. Восприемник «представляет собою лицо крещаемого и за него обеты Богу, творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный» (Книга о должностях пресвитеров приходских, 80).

 

Согласно с практикой древней Церкви, как иноверцы никогда не допускаются к восприемничеству, так и православному неприлично быть восприемником детей у иноверных родителей, исключая те случаи, когда дети крестятся в православную веру. Каноны Церкви такого случая, как участие при крещении в качестве восприемника инославного лица, также не предусматривают.

 

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и пришедшие в храм в нетрезвом виде. Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия длительное время не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние (до 14 лет), так как еще неспособны к делу учительства и нетверды в разумении веры и силы Таинства (кроме тех случаев, когда совершенно невозможно иметь совершеннолетнего восприемника).

 

Родители не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей. Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.

 

Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. В настоящее время священники не допускают мужа и жену к совместному восприемничеству одного и того же младенца. Чтобы не допустить нарушений существующих правил относительно восприемников, священник обычно заранее узнает от родителей, кого они желают иметь восприемниками для своих детей.

 

 

     В древней Церкви Крещение совершалось не ежедневно, по мере потребности желающих креститься, как это практикуется сегодня, а лишь по большим праздникам, в особенности на Пасху. Крещению предшествовали долгие месяцы (иногда и годы) оглашения, когда готовящиеся к таинству приходили в храм и слушали беседы епископа или священника, раскрывавших им смысл христианской жизни. Оглашенные, то есть готовящиеся к Крещению, составляли особый класс в древней Церкви – им разрешалось присутствовать на богослужениях, однако во время Литургии, после чтения Евангелия и проповеди они должны были уходить (с тех времен и сохранился литургический возглас: «Елицы оглашеннии, изыдите»), так как в таинстве Евхаристии могли участвовать только верные, причащающиеся Тела и Крови Христа. Огласительные беседы заканчивались на Страстной седмице. В Великую Пятницу, как правило, совершалось отречение от сатаны и исповедание веры («договор с Христом», по выражению святителя Иоанна Златоуста), а в Великую Субботу после вечерней Литургии происходило само Крещение. До сих пор пасхальное богослужение Православной Церкви несет на себе следы первоначальной зависимости от чинопоследования Крещения: ночной крестный ход вокруг храма когда-то был шествием новокрещеных, облаченных в белые одежды и держащих горящие свечи, в церковь, где их встречало ликующее «Христос воскресе!»

     Хотя продолжительное оглашение в наше время не практикуется, его необходимость, в особенности когда речь идет о крещении взрослых, очевидна: прежде чем крестить, необходимо научить. На практике священник перед началом таинства проводит краткую беседу, изъясняя основные истины веры крещаемому и/или его восприемникам. 

 

 

В нашем храме согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для принятия Таинства Крещения необходимо:

1) выучить молитвы: «Отче наш», Символ веры, «Богородице Дево, радуйся» 2) Иметь: Новый завет, молитвослов, Псалтирь, чтобы молиться и жить церковной жизнью. 3) Посещать храм хотя бы раз в 3 недели.

 

В чине Крещения сохранились молитвы оглашения и изгнания диавола, после которых происходит торжественное отречение крещаемого (или восприемника) от диавола и исповедание веры во Христа. Затем следует освящение воды, помазание елеем и само троекратное погружение с произнесением слов «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». Непосредственно за погружением в воду следует таинство Миропомазания, после которого совершается троекратное обхождение вокруг купели с пением «Елицы во Христа крестистеся». Чин Крещения завершается чтением Апостола и Евангелия, символическим пострижением волос и воцерковлением. Сразу же после Крещения или в ближайшие дни новокрещеный вне зависимости от возраста приступает к причащению Святых Тайн. 

     Таинство Крещения совершается однажды в жизни. В Крещении человек получает освобождение от первородного греха и прощение всех своих грехов. Однако оно является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Благодать Божья, получаемая в Крещении как залог, как семя, будет прорастать в человеке и многообразно проявляться на протяжении всей его жизни, если он стремится ко Христу, живет в Церкви и исполняет заповеди. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.

Яндекс.Метрика