Листок № 5. О молитве

 

Молитва дается молящемуся.

 

   Нужно стараться молиться постоянно, если не можем молиться, то мысленно к Богу взывать в течении дня примерно так:

 

      Господи, помоги, Ты видишь – не могу я молиться! Ты научи меня молиться! Научи каяться, плакать, скорбеть о своих грехах !

 

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!

 

       Ты на меня, Господи, смотришь, а я Тебя не вижу, слепой я, Ты не дай мне, Господи, в этом самообольщении погибнуть, милость ко мне прояви, Господи!

 

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго!

 

       Ты, Господи, видишь мерзкую мою душу – очисти, спаси мя, падшего человека!

 

Просвети, Господи, тьму кромешную, в которой душа моя находится! Прости меня, Господи!

 

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!

 

             Господи, день прошел, а я так и не молился – Ты помоги мне, научи молиться, спаси меня, прости, пожалей!

 

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!

 

Боже, милостив буди ми, грешному, исправь меня, очисти, исцели, Господи, мою больную душу!

 

         Я погибаю, Господи, - взыщи и спаси мя!

 

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!

 

   И тому подобные мысли нужно развивать, помнить, что Бог на нас смотрит. Это называется богомыслие. Как свт. Игнатий Брянч. говорит, что ум наш должен плавать в Евангелии, думать о Боге, о Его словах. А если человек будет ощущать присутствие Божие (только ни в коем случае не воображать Бога !!!, потому что это путь к прелести)  то человек не может не молиться, ведь Бог на нас смотрит.

 

   Если мы будем так целый день, когда что-то делаем – работаем, едим, сидим и т.д. – взывать к Богу, что не можеммолиться – то это и будет постоянная молитва и она будет выше, чем много просто прочитанных правил и молитв, хотя их нужно читать. Но лучше уж поплакать и поскорбеть хотя бы минут 20, что мы не смогли прочитать правило, чем читать его сухо, да еще и тщеславиться этим.

 

   Нужно не просто читать Иисусову молитву, а думать незнай о чем, а все мысли свои устремлять к Богу.

 

Мы для чего читаем утренние, вечерние и др. молитвы? Чтобы навыкнуть постоянной молитве, чтобы мысли  св. Отцов Церкви, которые они изложили в этих молитвах, стали нашими мыслями.

 

Если человек в течении дня будет постоянно молиться, то он будет и правило читать внимательно, потому что ум у него будет собран.

 

Иисусовой молитвой нужно молиться со скорбью, с сокрушением сердца, с плачем о своих грехах.

 

свт. Игнатий Брянч. –  «Не ищи в молитве наслаждений, они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтобы ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтобы оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтобы оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние».

 

  Если человек молится, но не смиряется и не слушается, не старается правильно переносить искушения, то у него никогда не будет правильной молитвы.

 

Преподобный Макарий Оптинский говорил, что хотя молитва Богу и великое оружие, но без смирения это оружие не действует. К молитве нужно приступать с сознанием своего недостоинства перед Богом. «Как мрачный грешник предстанет лицу великого Бога своего? — пишет святитель Игнатий, — разве покрывшись с головы до ног одеянием покаяния. Без этой одежды ему, пораженному от главы до ног смрадной язвой греха, естественнее, праведнее быть во тьме, в огне ада, нежели пред всесвятым Богом… итак, будем  удостаивать себя ада, чтобы Бог удостоил нас неба».

 

Если кто хочет, чтобы Богу была угодна его молитва, он должен не иметь ни на кого зла, простить всех своих обидчиков. Молитвы злопамятного не принимаются Богом. Быть злопамятным и молиться, говорит святой Исаак Сирский, значит сеять пшеницу в море и ждать жатвы. Чтобы молитва была услышана, непременно нужно не иметь в сердце злобы и неприязни ни к кому, даже к врагам. Авва Зенон дает следующий совет: «Кто хочет, чтобы Бог услышал молитву его, тот, когда станет на совершение ее, — прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его».

 

преподобный Анатолий Оптинский: «Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога, — хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся»

 

 Для стяжания благодати необходимо послушание. Монаха без послушания преподобный старец Глинской пустыни Серафим (Романцов) вообще не считал монахом. Только через послушание своему старцу возможен настоящий, реальный, а не мнимый и иллюзорный духовный путь. Внешние подвиги уединения и поста отец Серафим считал второстепенными по отношению к послушанию, то есть подспорьем, а не основой монашеской жизни. Телесный подвиг должен опираться на благословение старца и быть точно определенным. Отец Серафим считал, что без послушания невозможно занятие Иисусовой молитвой: она останется на уровне повторения звуков, не будучи в силах тронуть окаменевшее в гордыне сердце. Одному монаху отец Серафим сказал: "Никакой Иисусовой молитвы у тебя нет: ты просто привык к ее словам, как некоторые люди привыкают к ругани".

 

свт. Игнатий Брянч. – Необходимое, существенное условие преуспеяния в молитве Иисусовой есть пребывание в заповедях Господа Иисуса.Будите в любви Моей, сказал Он ученикам Своим. Что значит пребывать в любви ко Господу? Значит непрестанно памятовать о Нем, непрестанно пребывать в единении с Ним по духу. Первое без последнего мертво и даже не может осуществиться.Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей; если будем постоянно соблюдать заповеди Господа, то духом нашим соединимся с Ним. Если соединимся с Ним духом, то устремимся к Нему всем существом нашим, будем непрестанно памятовать о Нем. Направь поступки твои, все поведение твое по заповедям Господа Иисуса, направь по ним слова твои, направь по ним мысли и чувствования твои - и познаешь свойства Иисуса. Усладившись свойствами Иисуса, возлюбишь Его и возжелаешь, чтобы Он вполне обитал в тебе; без Него сочтешь себя погибающим и погибшим. Тогда будешь непрестанно вопиять, вопиять из полноты убеждения, от всей души: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

 

Непрестанная молитва – это действие благодати. Мы должны все усилия употреблять к тому, чтобы молиться, но постоянная молитва – это дар Божий. 

 

свт. Игнатий Брянч. – Молитвы учитель - Бог, истинная молитва - дар Божий.   Молящемуся в сокрушении духа, постоянно, со страхом Божиим, со вниманием, Сам Бог дает постепенное преуспеяние в молитве.                    Брат! Если сердце твое день и ночь, с болезнью не будет искать Господа, то ты не сможешь преуспеть. Если же, оставив все прочее, займешься этим, то достигнешь, как говорит Писание: упразднитесь и разумейте. Брат! Умоли благость Того, Которыйвсем человекам хощет спастися и в разум истины приити, чтобы Он даровал тебе духовное бодрствование.

 

   «Умное делание»  это и есть постоянное обращение к Богу, молитвенный вопль к Нему. Суетные мысли, которые сейчас у нас, нужно заменить на противоположные. Должна быть постоянная скорбь о грехах, чувство своей нечистоты. И тогда придут слезы. Но от слез и скорби о грехах уныния не будет, а наоборот некая радость в Боге. Сеющие слезами – радостию пожнут(Пс.125). Аминь.

 

 

Яндекс.Метрика