Листок № 3. Правда о "Славике"

 

НОВОЯВЛЕННЫЕ «ПРОРОКИ» ОТ ЛУКАВОГО.

ПРАВДА О СЛАВИКЕ КРАШЕНИННИКОВЕ

Игумен N (игумен Ефрем Виноградов)

   Говоря на Рождественских чтениях 2010 года о проблемах прославления святых в конце XX – начале XXI веков, протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, сказал: «В постсоветское время из-за недостатка духовной культуры нередко бывает, что массовое народное почитание подогревается каким-либо псевдорелигиозным фанатизмом» . Умерший в 1993 году мальчик Славик Крашенинников из Чебаркуля Церковью не канонизирован (и, как мы поймем позже, не может быть канонизирован). Но искусственно подогревается его «народное почитание»: на могилу в г. Чебаркуль организуются паломничества, издаются книги, пишутся самочинные иконы, составляются тропари и каноны. Те, кто почитает этого отрока, уверены Господь посетил его особыми видениями, предсказаниями, откровениями. Так ли это на самом деле или слепая вера в божественность «откровений» является плодом духовной неграмотности, ведущей к тяжким последствиям? Чтобы разобраться в этом, полезно знать, как относились к сверхъестественным явлениям православные подвижники…

Славик из города Чебаркуль

       История «уральского ангела» Славика, растиражированная в книге «Ах, мама, маменька...» продолжает будоражить умы теперь уже православных людей. В статье Людмилы Диденко из «Уральских общественных ведомостей» читаем, что на могилку мальчика, якобы владевшего «даром исцеления», приходят сотни страждущих. «На городском кладбище служительница охотно показала нам могилу. По ее словам, провожать сюда гостей ей приходится ежедневно. Приезжают из Норильска и Москвы, Запорожья и Тюмени, едут целыми автобусами или на нескольких легковых автомобилях. Подходим к могиле…Рядом стоит группа женщин, приехавших из Екатеринбурга, о "чудесной" могиле прочли в газете. Приехали за исцелением, поскольку у одной серьезные проблемы с почками, а другая страдает сахарным диабетом. Говорят, Славик рассказывал о том, что в Америке взорвут высотные дома и даже статую Свободы. Настоятель чебаркульского храма Преображения Господня священник Димитрий Егоров согласился встретиться со мной, чтобы поговорить о многочисленных и разноречивых слухах по поводу Славика. Сам он с ним знаком не был. О том, что его предшественник отец Игорь якобы давал благословение на написание книги о "святом" мальчике, священник ничего не слышал».

    Самое удивительное, что инициативная группа, сложившаяся вокруг мамы умершего, предприняла немало усилий для того, чтобы «канонизировать» Славика Чебаркульского (так они его называют), не останавливаясь ни перед какими подлогами и фальсификациями. Так что же это за ребенок, информация об «исцеляющих возможностях могилки» которого притягивает многих маловоцерковленных людей? Что «пророчествовал» он через книги, написанные его мамой? Толстая, в 300 страниц, хорошо иллюстрированная книга «Бог говорит избранникам Своим» представляет собой приведенный к некоему «православному стандарту» вариант оккультной по духу книги «Ах, мама, маменька...». Новое издание сдобрено придуманным «благословением» епископа Уфимского (на вопрос редактора Даниловского Благовестника владыка ответил, что благословение на книгу не давал!), ссылками на авторитет известных старцев, кое-какие вопиющие высказывания тщательно «причесаны». Но стоит обратиться к первой, не адаптированной к православному сознанию книжке, чтобы понять, как нас заставляют поверить в новоявленных «пророков» от лукавого.

* * *

«Страшное бедствие – отсутствие в человеке истинного Богопознания: он принимает дела диавола за дела Божии».                             Святитель Игнатий Брянчанинов

 

Перед нами книжка «Ах, мама, маменька…», изданная в Сергиевом Посаде (кстати, в 2007 году вышло уже четвертое издание). События происходят на Урале. Автор – мать ребенка, который скончался одиннадцати лет – Крашенинникова Валентина Афанасьевна. Суть книги: ее покойный сын Славик 1982 г. р. – великий святой. Аргументы? Их полная книга.

Что же это – история святости?

Мать Славика утверждает: «…Пресвятая Троица и Ее друзья дали ему понемногу [?! – Иг. N.] — от себя силы, и он отправился сюда к нам — на грешную землю, чтобы помочь спасению человечества. "А когда я вернусь обратно к ним, – сказал Славик, – и буду показывать им свои раны, они спросят: Как ты все это пережил? – и будут меня за что-то очень благодарить"». Не Святая ли Троица Славика будет благодарить? «Когда вы узнаете, кто я есть на самом деле, то сначала испугаетесь…» [С. 3]. Правда то, «кто он на самом деле», мы из книги так и не узнаем, наверное, и автор сама не поняла: то ли Ангел к нам явился, то ли святой, а может, Сам Христос вновь посетил людей?! Таких лжехристов мы знаем уже немало.

Собственно, этими цитатами можно было бы ограничиться. Православному читателю и так все ясно.

Странности и, сопутствующие рождению у Валентины Афанасьевны ребенка, высказывания соседей, врачей и прохожих о его «высоком предназначении» оставим без комментариев.

Начнем с того момента, когда мать впервые обнаружила у сына особые способности: «Славик, видя мое состояние, подошел и открыто мне сказал, что нам дадут трехкомнатную квартиру – ему об этом было "сказано"... Я была ошеломлена не тем, что нам дадут квартиру, а тем, что ему это кто-то сказал. Я спросила: "Славочка, давно ли с тобой разговаривают?" Он ответил, что сколько себя помнит, всегда с ним разговаривает один и тот же голос».

Итак, ребенок постоянно слышит чей-то голос. Какова природа этого явления? Есть три варианта:

- голос от Бога (Ангела, святого);

- голос от лукавого;

- от естества (психическое расстройство).

Мать признает за истину первый вариант.

Как относится Церковь (ее святые) к таким вещам? Вопросим святителя Игнатия Брянчанинова и в его лице весь многовековой духовный опыт Православной Церкви:

«Христианские аскетические наставники заповедуют не обращать особенного внимания на все явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным: заповедуют соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность» – то есть ни в коем случае не принимать услышанный голос за истинное Божие явление, не беседовать с ним, не вопрошать его.

«Благодать, когда будет в ком, не показывает чего-либо обычного или чувственного; но тайно научает тому, чего прежде не видел и не воображал никогда. Тогда ум тайно научается высоким и сокровенным тайнам ...» – то есть святые не голоса слышат, действие благодати иное. Славик же слышал «женский голос... этот голос живой, а наши голоса рядом с ним словно мертвые» – это похоже на состояние оккультного «контактера».

«В духовных видениях нет ничего чувственного: они доставляются тщательностью в исполнении евангельских заповедей и борьбой с греховными помыслами и ощущениями». Причем, тот факт, что видения возникли у младенца, а затем - отрока, вовсе не гарантия того, что эти видения от Бога. Святая Церковь рассматривает, младенцев не как Ангелов из другого мира, а как сынов падшего Адама, несущих в себе зачатки всех страстей.

Теперь про сами голоса: «Относительно гласов и явлений нужна еще большая осторожность: здесь ближе и зловреднее прелесть бесовская. Многие из святых и искусных отцов были обмануты бесами, хитро скрывающими и обличающими свою ложь и тьму призраками истины и света, тем удобнее могут быть обмануты многие ныне... Нужно долгим временем и опытом приучать ум и сердце к отличению добра от зла, под какой бы личиной ни маскировалось зло. Поэтому святые отцы заповедали, чтобы новоначальные не вверялись никаким гласам и явлениям, — но отвергали их и не принимали их, предоставляя дело суду и воле Божией, а для себя признавали смирение более нужным всякого гласа и явления. Глас Христов – Евангелие; – будем вслушиваться в него и ему повиноваться» (святитель Игнатий Брянчанинов).

Таким образом, «божественность» главного «дара» Славика – таинственного голоса, открывавшего ему все тайны настоящего, прошлого и будущего, – не просто может быть поставлена под сомнение, сомнений-то как раз и нет. Нет сомнений в том, что этот «дар» не от Бога, а от двух иных источников. Попробуем аргументировать этот вывод.

«...Когда мы со Славой остались вдвоем, то он мне поведал, что видит все внутренние органы людей (подобные признания можно услышать от многих оккультистов, экстрасенсов…) и знает, о чем люди думают, что он видит все заболевания в самом начале и, оказывается, в школе уже некоторым детям помог. Он сказал, что знает мысли нашего президента, американского президента, да и вообще мысли всех людей знает: где какие ядерные ракеты стоят и сколько, что секретов для него на земле совершенно нет — (кто может проверить правдивость этих слов?! Это же примитивная бравада бесов). Ему в это время было восемь лет!» — на дворе – 1990 год, у власти Горбачев, идет разоружение. Естественно, по телевизору полдня про это говорят. Неудивительно, что в голове у ребенка ракеты да президенты.

Или это откровение Божие? Но даже святым Бог открывал только то, что полезно и нужно знать им и некоторым окружающим их для спасения души. Подумаем: зачем Богу открывать ребенку мысли президентов? (Ясно, что они не могут быть по возрасту доступны восьмилетнему мальчику!) А вот бес не побрезгует потешиться такой игрой. Автор книги постоянно доказывает, что сын ее был от Бога, многих к Нему привел. Собственно то, что привел в Церковь – еще не признак святости. Например, у меня есть знакомые, пришедшие в Церковь через магию и Рерихов, но ведь никто не сделает вывода о святости этих оккультных течений.

В книге много говорится о нападках на Славика со стороны колдунов, экстрасенсов и прочих плохих людей. Очевидно, это должно убедить читателя в православности и святости Славика: если нападают колдуны – то значит он от Бога.

А как на «дарования» Славика реагировали священники? Вот что повествует мать об их паломничестве в Троице-Сергиеву Лавру: «...Когда старец отец Наум поравнялся со Славиком, то Славик ему сказал: "А у меня дары от Бога есть" [весьма скромно. — Иг.N.]. На что старец ответил: "Сейчас с твоими дарами разберемся! "

«... Через некоторое время к нам подошла монахиня, сказав, что она врач (психиатр) и ее послал отец Наум поговорить с отроком. (Ясно, что батюшка сразу понял, кого надо послать, – Иг. N.) Мне слушать позволено не было. Затем она увела Славика к старцу. Из-за долгого отсутствия сына я начала волноваться, но тут и меня пригласили. Мне пришлось подробно рассказывать о своей жизни и о своих грехах. К такому обороту событий я не была готова. Если до встречи со старцем я считала себя очень хорошей, то после встречи с ним я знала, что это далеко не так». (Этими словами Валентина Афанасьевна признается, что она и ее сын незнакомы с Таинствами исповеди и причастия и на момент встречи с отцом Наумом (за год до смерти мальчика) являлись полностью невоцерковленными людьми. Нигде в книге не упоминается, что мать и сын хотя бы искали духовного руководства в Православной Церкви. Да и не удивительно. Предки семьи – из потомственных староверов. «Тот, кто думает, что он зрячий и видит духовно, что он может идти самостоятельно, без духовного руководителя, тот самый слепой из слепых, тот в обольщении, т.е. в прелести», — напоминают святые отцы.

А вот второе посещение Лавры: «Отец Наум предложил нам переехать жить в Сергиев Посад, обещал нам оказать посильную помощь [под «помощью» мать поняла содействие в переезде, но здесь желание старца помочь в духовном лечении ребенка от его «дара». — Иг. N.]. Пообщавшись с отцом Наумом какое-то время, мы пустились в обратный путь... В поезде мы с мужем обсуждали вопрос: как ему уйти из армии, чтобы ради сына переехать жить возле Лавры. ...Когда же отец вышел из купе, Славочка мне сказал: "Мамочка, не думайте ни о чем. Вы не переедете... Я заболею и умру..."» Интересно, что Славик, заранее предсказавший свою смерть, не сказал об этом отцу Науму. Вероятно, он об этом тогда еще не знал. А когда демоны, курирующие Славика, услышали о предложенной старцем помощи («а вдруг нас здесь, в Лавре, изгонят?!») они решили погубить мальчика (о чем и сообщили ему в поезде), чтобы попытаться после смерти ребенка-экстрасенса возвести его в ранг «святых».

Мать умолчала в книге и о том, каково было заключение отца Наума о природе «дара» ее сына. Если бы он признал таковой «дар» от Бога — об этом было бы сказано непременно.

Вот высказывания Славика на церковные темы: «Перед кончиной Славика его соборовал отец Владислав Катаев из чебаркульского храма. Он с собой привез две бутылочки святой воды. После соборования он предложил Славику попить водички, что была в одной из бутылочек. Славик возразил на предложение отца Владислава, сказав, что такой воды, как в этой бутылочке, у нас много из-под крана, и попросил воды из второй бутылочки, сказав, что та вода "святее". Удивленный отец Владислав задал вопрос: "А ты откуда знаешь?" – и сознался, что вода в первой бутылочке была разбавлена». Этот случай достоин отдельного комментария. По мнению Церкви, святая вода не может быть «святее» или «не святее». Есть два чина освящения — Малый и Великий, а от разбавления святая вода своих свойств не меняет — это не раствор глюкозы.

«Славик мог разговаривать на других языках. (Такое же мнение о себе имел, находившийся в глубокой прелести, Франциск Ассизский). Я видела, что животные, птицы и растения его понимают [интересно, как это она видела понимание растений? кивали ветками? - Иг. N.]. Когда я поинтересовалась: "Славик, что это за язык, на котором ты порой разговариваешь? Я такого нигде не слышала". Он ответил: "Это не земной"».

Не все пророчества от Бога

Славик умер в возрасте 11 лет от онкологического заболевания. Челябинская область – место ядерных испытаний, и там, к сожалению, такое бывает очень часто. Случаи «исцеления», приведенные в книге — живой список с «исцелений» экстрасенсов. Дальнейшее содержание книги — случаи из жизни Славика, его изречения и предсказания. Вот некоторые из них:

«Славик сказал, что ядерная война ничто по сравнению с надвигающейся катастрофой, что на Луне очень много бесов, так называемых инопланетян».

«Матери одного мальчика Славик посоветовал не напрягать своего сына учебой на пианино, объяснив, что ему это не пригодится, что людям будет не до музыки (мальчику этому сейчас уже за 20 лет)».

«В космос летать нельзя, потому что из космоса, когда ракета летит на землю, несет за собой невидимые кристаллы, которые задерживаются в одном из слоев атмосферы, причем они имеют способность делиться. При определенных условиях, созданных человеком, они в конечном итоге упадут на землю и все, что попадет под них, раздавят. Если попадет под этот кристаллопад человек, то получится на вид как бы куча льда, смешанная с кровью. Таять такой лед не будет».

«Славик сказал, что с чужой кровью в человека входят чужие грехи, а кровь все равно не приживается, так как она мертвая».

«Славик говорил, что так называемые инопланетяне, то есть бесы, не любят мрамор, потому что он живой, у него есть пульс».

«Славик сказах, что в Америке взорвут два больших одинаковых дома, затем снизу взорвут статую Свободы. Получится так: статуя как бы сделает шаг и рассыплется на части. Он сказал, что в России также будут взрывать дома. На мой вопрос: "Кому это надо? Кто будет взрывать?" — он ответил: "Сами же и будут взрывать"» — ответ в стиле Березовского.

В связи с последними высказываниями Славика возникает вопрос: если действительно некоторые его пророчества исполнились (хотя это сомнительно, так как Славик умер в 1993 году, а книга появилась сравнительно недавно, уже после предсказанных событий) — не есть ли это подтверждение божественного происхождения его пророчеств?

Для этого надо задаться вопросом: а пророчества (даже те, которые сбываются) могут быть только от Бога? Возможна ли прозорливость от лукавого? Святые Отцы положительно отвечают на этот вопрос: бесы неплохо «пророчествуют» (точнее — предугадывают), особенно о том, что они сами замышляют. (В житии святителя Никиты Новгородского читаем, как попавший под власть бесов Никита стал «местным пророком». Он мог, например, предсказать, где найти пропавших лошадей. Бесам легко подсказать то, что сделано людьми с их помощью).

Святитель Игнатий: «...Хотя они (бесы) иногда и предсказывают будущее, хотя открывают тайны, но вверяться им никак не должно. У них истина перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшего обольщения».

«Демоны не знают будущего, известного Единому Богу и тем разумным Его тварям, которым Бог благоволит открыть будущее; но как умные и опытные люди из событий совершившихся или совершающихся предусматривают и предугадывают события, имеющие совершиться, так и хитрые, многоопытные лукавые духи могут иногда предполагать с достоверностью и предсказывать будущее».

«Правильнее сказать: они не столько предсказывают, сколько предугадывают. По этой причине, если бы они когда сказали и правду, то и тогда не заслуживают удивления» (святитель Игнатий).

 


Апокалипсис от Славика

У Славика свой Апокалипсис: некое «дополнение» к Иоанну Богослову. Особенно впечатляют изречения Славика о последних временах: «Он сказал, что появятся деньги ''мирового правителя", которые будут называться "евро". Дела с этими деньгами пойдут удачно. Последним государством, которое перейдет на "евро", будет Америка» –деньги есть, а правителя пока – слава Богу! – нет.

«Последним документом будет мировой паспорт в виде маленькой, очень симпатичной серенькой пластиночки. Когда люди будут получать его, то специально установленная аппаратура будет на лоб или на правую руку в виде татуировки наносить лучами три маленькие шестерки. Вначале их не будет видно, но затем они, как электронное табло на лбу и на руке, будут светиться зеленоватым светом.

Если же человек попытается избавиться от этих шестерок и отрубит себе руку, то шестерки появятся на культе. Тогда хоть на куски изруби человека, но на каждом куске проявятся три шестерки.

Вначале люди будут стесняться и скрывать это клеймо, а затем стесняться перестанут и открыто станут носить эту печать антихриста. Постепенно эти люди станут очень злые. Особенно будут злиться на тех, у кого не будет этой печати. Если человек, не выдержав голода, зайдет в магазин и возьмет себе еды, то проходя через кассу, он получит эти "666". Получившие такой номер, не смогут умереть. Они будут как бессмертные. Славик говорил, что если такой человек из-за ужасной жизни захочет закончить свою жизнь самоубийством и, разогнавшись на машине, куда-нибудь врежется, то, разлетевшись вместе с машиной на куски, как монстр в фильме ужасов, соберется из кусков в кучу и опять оживет».Как это похоже на кадры из «Терминатора-2», которых Славик не мог видеть, т.к. скончался в марте 1993 г. Видимо, те же рогатые «сценаристы», показавшие несчастному мальчику этот «видеоклип», впоследствии поработали и с авторами "Терминатора".

Дальнейшие пророчества Славика все больше напоминают триллер:«В те времена в некоторых местах дети будут умирать от голода, а Москва будет жить праздно, но потом она начнет проваливаться под землю. Она двинется как бы по наклонной, а когда Иисус Христос ступит на площадь, тогда остатки Кремля со звездой окончательно провалятся. Правительство к этому времени переберется вроде бы в Бонн (точно не помню) и оттуда будет руководить народом».

«Мусульманам и христианам придется объединиться, потому что поднимутся буддисты. Наша страна будет воевать с Китаем». А разве Китай – буддистская страна? Пока что большинство населения Китая – атеисты марксистского образца. Буддисты живут в основном в оккупированном КНР Тибете.

«Церкви христианские и мечети мусульманские чуть-чуть переделают (крыши сделают по-китайски), положат перед входом дракона, который вместо колокола будет глухим протяжным звуком собирать на поклонение народ. Сопротивляющиеся будут убиты или повешены[а повешенные разве не умирают? — Иг.N.].

«Славик мне говорил, что Земля не круглая, что динозавры не вымерли [этот бред оставим без комментариев. — Иг. N.], что в земле имеются огромные пустоты и при потеплении климата в эти пустоты местами будет проваливаться земля, а местами она будет разъезжаться огромными пластами в разные стороны. Англия затонет, а англичане эвакуируются в Россию, и правительство Англии об этом знает».Странно, что пока не англичане скупают дачи в России, а некоторые из России перебираются в Англию. Прогадал Борис Абрамович!

«В самом начале преисподней действительно есть дрова, которые рубит как бы "по щучьему велению" топор на огромной чурке на поленья, и там очень темно. Дальше стоят огромные котлы, куда эти дрова подвозят на волокушах (типа санок) или подтаскивают как вязанки».

«Говорил, чтобы я одна не ходила на кладбище, так как червь очень умный и очень хорошо слышит и, высовываясь немного наружу, хватает и утаскивает под землю ходящих в одиночку» –это новый сценарий – Голливуд отдыхает.

«...на земле есть называемая людьми Марианская впадина. На дне этой впадины лежит толстый слой ила и других водных отложений, а под ними есть другое дно, куда и провалилась Атлантида, (все рассуждения о никогда не существовавшей Атлантиде — можно услышать только от оккультистов). Город находится в хорошем состоянии, а охраняется это место НЛО, то есть бесами, чтобы люди этого места не нашли, а в рабах у них живые люди...» –интересно, чем они там дышат? Та же фабула, в виде информации полученной Славиком от демонов, легла в основу голливудского фантастического фильма 1964 года "Путешествие ко дну моря" режиссера Ирвина Аллена. Как видим, источник информации в обоих случаях один и тот же, несмотря на 30-ти летний промежуток между двумя этими "сеансами связи".

«Еще Славик сказал, что полуматериальные НЛО используют в качестве топлива бриллианты (алмазы). Бриллианты бесам для НЛО поставляют "сильные мира сего", то есть "посвященные" из Мирового правительства. Чем бриллиант больше, тем лучше для "них", и что люди научатся делать такие же корабли» –странно, что инопланетяне не научились делать бриллианты – это несложно.

Славик сказал, что на Черном море будет гигантский взрыв, так как на море остался небольшой слой воды, а под слоем воды по дну моря лазят какие-то организмы, типа червей, которых там очень много и которые выделяют сероводород».

«Большая катастрофа (сильный кристаллопад) разразится над Сибирью. Челябинские заводы остановятся и опустеют, останется одна охрана. Затем эти обесточенные бездействующие заводы будут проваливаться под землю».

«Славик сказал, что на Дальнем Востоке есть черви, которых можно увидеть только в ультрафиолетовом излучении, а в Турции в песках их тоже много, но уже с зубами –наверное, зубы выросли по дороге с Дальнего Востока – путь неблизкий, а кушать хочется.

«При приходе Господа Ангелы будут носить огромные куски земли по воздуху и закидывать провалы, образовавшиеся на поверхности Земли, выравнивая земную поверхность».Очевидно, это новое толкование библейских слов: «...приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие», (Лк.3,4-5). Только в Библии говорится о сердцах людей, а не о грунте.

История болезни

Прочитав все это, можно сказать только одно: бедный ребенок! Увы, перед нами не история святости, а история болезни. И цитируются эти бредовые строки не для того, чтобы посмеяться над болезнью ребенка, а для того, чтобы его болезнь не стала болезнью многих.

Родителям же Славика прежде публикации для широкой аудитории этих писаний стоило для начала показать их если уж не местному архиерею, то хотя бы серьезному психиатру. А то народ у нас и так на голову больной после 80-ти лет безбожия, так еще ему и откровение новое: земля, дескать, не круглая и динозавры живы! Я уж не говорю о духовном вреде от подобной литературы.

Мало кто всерьез знаком со святоотеческим опытом, еще меньше тех, у кого по слову апостола Павла чувства «...навыком приучены к различению добра и зла» (Ев.5,14). Но очень много тех, для кого любое сверхъестественное явление: предсказание, видение, голос и т. д. – являются убедительным доказательством Божьего действия. Однако это всегда было не так, тем более это не так в наше время.

«Однажды... Славик подошел ко мне и, глядя на меня своим пронзительным взглядом, очень серьезно сказал: "А знаешь, мамочка, мне ведь и вправду очень много-много лет. Я очень древний”» – понятно, что эти слова устами Славика говорил тот, кто обычно правду не говорит — и он действительно очень древний. В Священном Писании он так и называется «древний змий» (Откр.12,9)

«Диавол, ниспадший из своего небесного чина за гордость, непрестанно усиливается увлечь в падение и всех… тем же самым путем, каким и сам ниспал, т.е. гордостью и любовью к суетной славе» (преподобный Антоний Великий).

Самое удивительное не то, что такие книги могли появиться, — на просторах заблудившегося в оккультизме книжного рынка и не такое можно увидеть. Самое поразительное, что подобные книги находят спрос даже среди православных, а иногда и продаются в церковных лавках!

Последствия такого неразумного поклонения лжесвятому отроку, происходящего от духовной неграмотности, могут быть самыми ужасными.

Если, как было отмечено в моей книге, «демоны, посредством мага или экстрасенса, могут внедряться в тело человека без участия последнего», то поклонение могиле уже почившего Славика, которого следовало бы назвать «несознательным колдуном», приводит к тем же результатам.

Для того чтобы демон вошел в человека необходимо его личное согласие, которое может выражаться в его желании что-либо получить от служителя тьмы (даже уже почившего). Чаще всего это желание связано с надеждой исцелиться от какой-либо болезни. «Своим согласием на это воздействие или хотя бы благожелательным интересом к манипуляциям экстрасенса (колдуна) человек вольно или невольно отрекается от Создателя, предавая себя в руки Его врага, и тем самым лишает себя благодати Божией - единственной своей защиты. Он как бы собственными руками открывает двери своего дома, а непрошенные гости мгновенно и с великой радостью врываются и занимают его». («Об одном древнем страхе...» М., 2007. С. 83–84.)

Точно так же демоны вселяются в тела людей, приходящих к могиле лжесвятого отрока, поскольку эти люди желают получить помощь от того, кто с самого рождения был одержим нечистыми духами.

Однако мне кажется, что вовсе не следует считать, будто душа несчастного Славика, невольно (за грехи рода) оказавшегося заложником демонов, неизбежно попала в ад. Полагаю, что Создатель потому и попустил тяжелую болезнь и смерть мальчика, который еще не стал сознательным колдуном, чтобы спасти его душу. Тем не менее, падшие ангелы, которые через Славика «целили» людей — сегодня используют его могилу для тех же страшных целей, что и при его жизни.

Как относиться к видениям

    Святой Амфилохий в юности стал монахом и удостоился в зрелые годы проводить жизнь отшельническую. Заключившись в пещеру, он упражнялся в безмолвии и достиг великого преуспеяния. Когда исполнилось сорок лет его пустынножительства, явился ему ночью Ангел и сказал:

– Амфилохий! Иди в город и паси духовных овец.

   Преподобный пребыл во внимании себе и не обратил внимания на эти слова. На другую ночь Ангел повторил свое повеление и добавил, что оно от Бога. И опять Амфилохий не оказал повиновения, опасаясь быть обольщенным и вспоминая слова Апостола, что и сатана преобразуется в ангела светлого (2 Кор. 11, 14). На третью ночь Ангел стал славословить Бога, что невозможно для духов отверженных. Затем взял старца за руку и привел к церкви, находившейся вблизи. Ее двери отворились сами собой. Церковь освещалась Небесным Светом; здесь было множество святых в белых ризах с солнцеобразными лицами. Они рукоположили Амфилохия в епископы города Иконии (Четьи Минеи, 23 ноября).

Самомнение рождает прелесть

   Преподобные Исаакий и Никита Печерские, неопытные в отшельнической жизни, доверившись впечатляющим духовным видениям, подверглись ужаснейшему бедствию. Первому явилось множество бесов в сиянии: один из демонов принял вид Христа, прочие – вид святых ангелов. Второго обольстил демон сначала благоуханием и гласом, как бы Божиим, потом представ ему в виде ангела (Патерик Печерский). Опытные в монашеской жизни иноки не доверяют себе и гораздо более опасаются прелести, чем новоначальные, особенно те из новоначальных, которые объяты разгорячением к подвигу. С отеческой любовью предостерегает от прелести новоначального монаха преподобный Григорий Синаит: «Хочу, чтоб ты имел определенное понятие о прелести… чтоб ты мог предохранить себя от нее, чтоб при стремлении, не озаренном должным ведением, ты не причинил себе великого вреда – не погубил души твоей. Свободное произволение человека удобно преклоняется к общению с противниками нашими, в особенности произволение неопытных в подвиге, как еще обладаемых демонами».

   Как это верно! Склоняется, влечется наше свободное произволение к высшим духовным состояниям, а это, при нашей всеобщей духовной неопытности и «обладаемости демонами», приводит к прелести, потому что всякая прелесть питается и паразитирует на нашем самомнении, нашем тщеславии, нашей гордости. «Бесы находятся вблизи и окружают новоначальных и самочинных, простирая сети помыслов и пагубных мечтаний, устраивая пропасти падений... По легкомыслию не вдавайся скоро тому, что представляется тебе, удерживай благое со многим разсмотрением и отвергай лукавое... Знай, что действия благодати ясны – демон преподать их не может: он не может преподать ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненависти к миру; он не укрощает страстей и сластолюбия, как это делает благодать. Действия его: «дмение» (т.е. надменность, напыщенность – ред.) – высокоумие, страхование, словом, все виды злобы. По действию можешь познать свет, возсиявший в душе твоей – Божий ли он, или от сатаны» (Добротолюбие. О прелести.) Надо знать, что такое рассмотрение – принадлежность преуспевших иноков, никак не новоначальных.

Из беседы старца с учеником о безмолвной жизни

Ученик - Не случалось ли тебе видеть кого-либо пришедшего в бесовскую прелесть от развития мечтательности при упражнении молитвой?

Старец - Случалось. Некоторый чиновник, живший в Петербурге, занимался усиленным молитвенным трудом и пришел от него в необычайное состояние. О «подвиге» своем и о последствиях его он открывал протоиерею, который попросил одного из монашествующих побеседовать с чиновником. Монах согласился.

При этой беседе присутствовал и я. Чиновник начал тотчас рассказывать о своих видениях – что он постоянно видит при молитве свет от икон, слышит благоухание, чувствует во рту необыкновенную сладость и так далее. Монах, выслушав этот рассказ, спросил чиновника: «Не приходила ли вам мысль убить себя?» – «Как же! – отвечал чиновник, – я уже был кинувшись в Фонтанку, да меня вытащили». Оказалось, что чиновник стал молиться по описаниям, но разгорячил воображение и кровь – при этом человек делается очень способным к усиленному посту и бдению. Так человеческое самообольщение перешло в явную прелесть. Чиновник видел свет телесными очами: благоухание и сладость, которые он ощущал, были так же чувственные. В противоположность этому, «видение святых и их сверхъестественные состояния только духовны» (преподобный Исаак Сирин, слово 55). Подвижник становится способным к ним не прежде, как по отверзении очей души Божественной благодатью (преподобный Симеон Новый Богослов «Слово о Вере»). Принимают участие в благодатном видении и телесные чувства святых, но тогда, когда тело перейдет из состояния страстного в состояние бесстрастное. Монах начал уговаривать чиновника, чтобы он перестал так молиться. С ожесточением воспротивился чиновник совету. «Как отказаться мне от явной благодати!» — возражал он.

Находящиеся в бесовской прелести являют плачевное зрелище: смеется над ними овладевший ими лукавый дух, который привел их в состояние уничижения, обольстив тщеславием и высокоумием. Ни пленения, ни странности своего поведения прельщенные не понимают, хотя очевиден этот плен, эта странность поведения. Когда чиновник ушел, я поинтересовался, почему монах спросил чиновника о покушении на самоубийство. Он отвечал: «Как среди плача по Богу приходят минуты необыкновенного успокоения совести (это и есть утешение плачущих), так и среди ложного наслаждения, доставляемого бесовской прелестью, приходят минуты, в которые прелесть разоблачает себя. Эти минуты – ужасны! Горечь их и отчаяние невыносимы. По этому состоянию, в которое приводит прелесть, легче всего узнать ее попавшему в беду и принять меры к исцелению себя. Увы! Начало прелести гордость, и плод ее преизобильная гордость. Прельщенный считает себя сосудом Божественной благодати, презирает все предостережения ближних. Между тем припадки отчаяния становятся сильнее: наконец отчаяние обращается в умоисступление и заканчивается самоубийством».

* * *

   В начале нынешнего (т.е. XIX – ред.) столетия подвизался в Софрониевой пустыни (Курской епархии) схимонах Феодосий, привлекший к себе уважение братства и мирян строгим жительством. Однажды представилось ему, что он был восхищен в рай. По окончании видения он пошел к настоятелю, поведал подробно о чуде и добавил с сожалением, что он видел в раю только себя, не видел никого из братии. Последнее ускользнуло из внимания настоятеля: он созвал братию, в сокрушении духа пересказал им о видении схимонаха и увещевал к жизни, более усердной и богоугодной. По прошествии некоторого времени начали обнаруживаться в действиях схимонаха странности. Дело кончилось тем, что он был найден удавившимся в своей келии (святитель Игнатий Брянчанинов из работы «О прелести»).

Из жития преподобного Исакия

 Однажды, когда Киево–Печерский затворник Исаакий по обычаю сидел и молился, потушив свечу, вдруг в пещере его засиял свет, как будто от солнца, и такой свет, что слепит человека. И пришли к нему два прекрасных юноши с лицами блестящими, как солнце, и сказали ему: «Исаакий! Мы ангелы, а вот идет к тебе христос, подойди и поклонись ему». Он же не понял бесовского наваждения, даже не перекрестился, встал и поклонился, как Христу, бесовскому действию.

Тогда бесы подняли радостный крик и сказали: «Ну, Исаакий, теперь ты уже наш!» Они ввели его в келию, посадили и сами сели с ним рядом. И вся келия наполнилась бесами. И сказал один бес, тот, что назвался христом: «Возьмите сопели, бубны и гусли и играйте, Исаакий нам попляшет». И ударили они в сопели, бубны и гусли и начали играть Исаакием. Наконец, измучив, оставили его еле живого и ушли, насмеявшись над ним. Наступил рассвет другого дня, и, когда была пора есть хлеб, преподобный Антоний пришел по обычаю к окошечку и сказал: «Господи, благослови. Отец Исаакий!» Но ответа не было... Тогда братия нашли Исаакия и увидели, что он был так расслаблен телом, что не мог ни повернуться, ни приподняться, ни сесть – все лежал на одном боку.

Чудно и дивно! Два года лежал этот больной, ни воды не пил, никакой пищи, ни хлеба, ни зелени не ел, слова не промолвил, нем и глух лежал два года! Феодосий же просил за него Бога и читал над ним молитвы день и ночь. Наконец, на третий год больной заговорил, стал слышать, вставать на ноги и ходить, как ребенок... Так избавил его преподобный Феодосий от козней диавола.

И снова предался Исаакий жестокому воздержанию. Со временем взял он верх над бесами и ставил ни во что их ужасы и мечтанья. Он говорил им: «В первый раз в пещере вы прельстили меня, потому что я не знал ваших козней. А теперь уже со мной Господь Иисус Христос, Бог мой, и молитва отца моего Феодосия, и я надеюсь, что одержу победу». Несколько раз бесы начинали досаждать ему и говорили: «Ты ведь наш, поклонился нашему старшине и нам». Он же говорил: «Старшина ваш – антихрист, а вы – бесы», – клал на лицо свое крестное знамение, и они исчезали. Иногда демоны приходили к нему ночью, пугая его призраками: как будто пришло множество народа с заступами и говорят: «Раскопаем пещеру и погребем здесь этого человека». Иные кричали: «Беги Исаакий, хотят тебя погребсти». Он же говорил: «Если бы вы были люди, то пришли бы днем, а вы – тьма и во тьме ходите, и тьма заберет вас». Он знаменовал их крестом, и они исчезали. В другой раз приходили стращать его в образе медведя или другого зверя, жабами, мышами и всякими гадами. Но ничего не могли сделать и сказали: «Победил ты нас, Исаакий!» Он же сказал: «Вы победили меня, явившись в образе Иисуса Христа и Ангелов, не будучи достойны показываться в таком виде. Теперь вы делаете, как следует, являясь в образе зверей, скотов, змей, гадов: вы на самом деле скверные, злые, таковы и в видении». И тотчас скрылись от него бесы, и с тех пор не было ему вреда от них. Сам Исаакий рассказывал, что три года он вел эту борьбу. После того он проводил жизнь строгую, воздержанную, в крепком посте и бдении. (Киево-Печерский Патерик).

Несколько слов в заключение

Совсем недавно «коммерция от «пророка» вышла на новый виток. По храмам России начала свой путь аудиокнига «Отрок Вячеслав», выпущенная некоей студией «Изограф», где о «прозорливости» несчастного ребенка рассказывает его мама Валентина Афанасьевна. Распространители «чудесного» диска уверенно ссылаются на благословение архиепископа Екатеринбургского Викентия. В самом диске зачитывается письмо настоятеля одного из монастырей Митрополиту Челябинскому и Златоустовскому Иову — с просьбой о «канонизации» Славика. Мы позвонили в Челябинскую и Екатеринбургскую епархии, и убедились: ссылка на благословение — бессовестная ложь (как и все остальные «благословения» известных старцев, которыми испещрена книга. Ни отец Наум, ни отец Кирилл (Павлов) никогда не давали благословения на создание оккультных книг). Письмо Митрополиту Иову тоже является грубой фальсификацией, рассчитанной на простачков.

Яндекс.Метрика