Монахам. Глинского игумена Филарета

Обряд пострига надо понимать духовно

Совершившийся над тобою обряд пострига ты должен разуметь духовно, как и в священной песни при постриге сказано: «Познаем, братие, тайны силу». Какую силу? Благодать Святого Духа, данную тебе при постриге. Отныне, возлюбленный брат, ты принял усыновление от Господа и причислен к избранному воинству Христову. Поэтому тебе следует усилить подвиги, иметь доброе око ума и при воротах сердца поставить крепкую стражу: память смертную, с сокрушением сердца, смирение с мечом духовным, т. е. с молитвой Иисусовой. За это воинствование ты будешь спрошен Царем Небесным: верен ли был в исполнении воли Его, все ли делал ради любви к Нему, со страхом ли Божиим и ради прославления имени Его Святого? При этом нам должно более подробно знать, в чем состоит самое отречение, зачем мы пришли в монастырь и что значит одеяние, в которое облекшись и с которым должны сообразоваться, подвизаясь подобно отцам нашим.

Начнем с одеяния, по объяснению аввы Дорофея. Для чего мы носим мантию, не имеющую рукавов? Рукава — подобие рук, а руки означают действие. Когда нам приходит помысл что-нибудь сделать руками ветхого (плотского) человека, например украсть, ударить или вообще сделать руками какой-либо грех, то мы должны обратить внимание на мантию и вспомнить, что она не имеет рукавов и руками не должны делать какое-либо дело ветхого человека. Мантия наша напоминает багряницу, как воины носят широкие плащи (епанчи, шинели) наподобие цар­ской багряницы, по которой узнают, что они служат царю, так и мы носим мантию в знак того, что стали воинами Христовыми. Иисус Христос одет был в багряницу, багряную ризу, как Царь, ибо, действительно, есть Царь царствующих и Господь господствующих: одет был в багряницу и как поруганный нечестивыми. И мы, нося мантию, должны подражать Господу и переносить всякие страдания. Как воин ради торговли или земледелия не должен оставлять службу, чтобы не лишиться своего звания (2 Тим. 2, 4), так и мы должны подвизаться в прилежном служении единому Богу, не заботясь ни о чем мирском.

Пояс мы носим в знак того, что, во-первых, готовы на дело, ибо каждый, приступающий к работе, сперва опоясывается и потом начинает работать, как Господь говорит: «Да будут чресла ваши препоясаны». Во-вторых, мы носим пояс в означение умерщвления похоти нашей подобно поясу, сделанному из кожи убитых животных. Пояс носится на чреслах (бедрах), где находятся и почки, в которых, как говорят, заключается похотная часть души. Значит, пояс напоминает сказанное апостолам: Умертвите уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую... (Кол. 3, 5). 

Яндекс.Метрика