Монахам. Глинского игумена Филарета

О символическом значении иноческого одеяния

Потом одели тебя в хитон власяной. Для чего? Для напоминания терпения, добровольной нищеты, тесноты и всяких бед. Принял ты параман или нарамницу. Для чего? «Во обручение великого ангельского образа», в воспоминание об одежде нетления и чистоты, взятия на себя благого ига Христова, ношения легкого бремени Его, в обуздание и связание всех похотей и желаний плоти своей. Дан тебе святой крест для ношения на груди. Зачем? Во всегдашнее воспоминание злостраданий, уничижения, оплевания, поношения, ран, заушения распятия и смерти Спасителя нашего. И ты по силе своей старайся подражать страданиям Его. После сих скорбных воспоминаний оделся ты в рясу, в отложение и попрание всех печалей и смущений, находящих от бесов, плоти и мира, и во всегдашнее веселие и радость о Христе. Затем одел ты пояс, в знак препоясания чресл (бедр) твоих силой истины (Еф. 6, 14), во умерщвление тела и обновление духа: в бодрость и постоянное держание себя в осторожности или опасности согрешить (опаство), а также во святое исполнение (снабдение) заповедей Христовых. Оделся ты в мантию (палий) как в ризу спасения и броню правды. Для чего? В ограждение от всякой неправды, со всегдашним отсечением своей воли и своего мудрствования, в памятование о смерти, имея себя распятым миру и мертвым на всякое злое дело, но готовым во всякое время на добродетель ради Господа. После мантии принял ты шлем спасения и непостыднаго упования, во еже возмощи тебе стати противу козней диавольских (Еф. 6, 11), покрыл голову свою покрывалом. В знак чего? В знак смирения, духовного любомудрия, всегдашнее послушание и во отвращение глаз своих, еже не видети суеты мира сего лукавого и прелестного. Обулся в сандалии, в ознаменование чего? В ознаменование благодушного расположения, с которым ты должен быть скор и усерден на всякое послушание и на всякое доброе дело; медленным же исполнением своей воли и всякого неприличного, непотребного дела. После сандалий принял ты чётки (вервицу). В знак чего? В знак памятования о творении непрестанной молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Почему и сказано было тебе: приемлеши меч духовный, иже есть глагол Божий. Имя Иисусово должно всегда иметь в уме, в сердце, в мыслях и устах. Бесы более всего боятся и трепещут этого меча духовного (молитвы Иисусовой). Затем дан тебе в руки Крест Христов — щит веры, да возможешь все стрелы лукавого разжженные угасить (Еф. 6, 16). Крест еще дан тебе для всегдашнего памятования слов Господних: иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет Крест свой и по следам Моим идет. Напоследок принял свечу. В знак чего? В знак того, что отныне должен чистым и добродетельным житием и добрыми нравами быть свет миру, как говорит Господь: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небеси (Мф. 5, 16).

 Приняв обручение ангельского образа, ты оболкся во вся оружия, во еже мощи тебе крепко побеждати всю силу и брани начал, и властей, и миродержателей тьмы века сего, и духов злобы поднебесных.

Яндекс.Метрика