Собрание писем к монашествующим

391. О6 ужасной кончине купеческой вдовы. О болезни и о том, что Царствие Божие есть лицезрение Христово, мука вечная - отлучение от Христа. О словах Симеона Нов. Богослова. О слезах

Пишешь,что в вашей обители несколько времени жила одна купеческая вдова, довольно задолжала бедным сестрам и бедным мирским людям, потом уехала на родину и там умерла страшною кончиною, высунувши язык, который и после не могли вправить. Ты спрашиваешь причину такой страшной кончины. Судьбы Божии для нас неисповедимы, да можно только сказать, что, во-первых, неблагонамеренно брать у бедных людей деньги без уплаты оных, принадлежит к грехам вопиющим на небо, как и мзда наемнича, по сказанному в псалмах: "заемлет грешный и не возвратит"; а во-вторых, должно быть, особа эта много грешила языком, от котораго ни за горами, ни за морями не укроешься, и видно в этом не покаялась; в-третьих, такия страшныя кончины бывают и для вразумления оставшихся живых, чтобы были осторожны и страшились нарушать заповедь Божию или, по крайней мере, позаботились приносить искреннее покаяние во грехах своих, чтобы смерть не постигла их неготовых.

Пишешь, что здоровье твое значительно ослабело и ослабевает так что матушка игуменья отправляет тебя к доктору посоветоваться о своем нездоровье. Не противься ей в этом; можешь попробовать и полечиться, если будет помогать леченье; только своей главной мысли держись, - предаваться в волю Божию и молить милосердаго Господа, да устроит о тебе полезное, имиже весть судьбами, и как будет угодно благости Его. Также пишешь, что ты теперь, как от болезненнаго состояния, так и от настроения душевнаго, часто плачешь и более всего молишь Бога о том, чтобы в будущей жизни не лишиться тебе лицезрения Христова; и спрашиваешь, не гордая ли это мысль? Нет. Только ты не так понимаешь эту мысль, потому что все, помилованныя от Господа, будут сподоблены лицезрения Христова; и Царствие Небесное не что иное есть, как радость о Христе Спасителе, от лицезрения Его. Так и напротив, отлученные от Христа будут лишены и Царствия Небеснаго и отосланы в муку. А св. Златоуст говорит, что быть отлученным от Христа страшнее геенны и мучительнее всякой муки. Пр. Феогност в последней главе говорит: если кто не надеется быть там, где Св. Троица, тот да постарается не лишиться лицезрения воплотившагося Христа. А св. Лествичник в 29-й степени, в 14-й главе пишет, что достигшия безстрастия будут там, где Троица. В средней мере находящиеся будут иметь различныя обители. А получившие прощение грехов сподобятся быть внутри райской ограды; и последния не должны лишиться лицезрения Христова. Но тебя смутило слово пр.Симеона Новаго Богослова, который говорит: "кто в здешней жизни не узрит Христа в своем сердце, тот не узрит Его и в будущей жизни". Пишешь, что для тебя это изречение ужасающее. Успокойся и не безпокойся много. Если бы не были прибавлены слова, - в своем сердце, тогда действительно было бы это изречение ужасающее. А зреть Христа в сердце своем, - смиренный Никита Стифат объясняет так: "егда кто горячесть души своей в залогственной вере зрит расширяему, и Божию любовь: тогда Христа носити да весть в себе, еже от земли и видимых действующи возвышение души его, и на небесех жилище уготовляюща ей". И прочее. (Добротолюб., часть 4-я, сотница третья, глава 23-я.) И апостол Павел пишет: себе искушайте, аще есте в вере. Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть, разве точию чим неискусни есте (2 Кор., гл. 13, ст. 5). И паки: вселитися Христу верою в сердца ваша (Еф. 3, 17). И паки: верою ходим, а не видением (2 Кор. 5, 7). Значит, вся сила в вере.

Еще пишешь, что и Петр Дамаскин смутил тебя, сказанным во 2-й части, в 8-м слове, о слезах, что они, прежде очищения от страстей, не что иное, как прелесть демонов. Вновь перечитай эту главу со вниманием. Там не так сказано и не тот смысл; ты очень усилила. Тут главный смысл безпристрастие; и говорит, что слезы живущих посреди человек, в попечении о вещах чувственных, т.е. мирских, бывают от посмеяния и окрадения демонов. А твои хлопоты по казначейской обязанности не относятся к такому попечению; что делается за святое послушание, по монастырской обязанности, того нельзя назвать попечением суетным. Разумеется, что и при таких случаях должна внимательно беречь себя и вести себя в страхе Божием с охранением совести. Правда, что слезы, прежде очищения от страстей, бывают не совсем чисты, но они, по слову Лествичника, очищаются и делаются правильными, если человек при плаче и слезах всегда помышляет о исходе от сей жизни и предстояние на Страшном Суде и о последнем на нем изречении; а потом очищают и душу плачущаго. При слезах всячески должно беречься тщеславия и возношения, от которых слезы делаются подобными болотной воде, где заводятся пиявицы и другие безобразныя гады. Во-вторых, при слезах, по слову Лествичника, должно всячески оберегаться обольщения безсловесною радостию, чтобы не принять волка имеете пастыря. Святий сей с удивлением говорит, до какой степени ухитрился лукавый враг, что источник добродетели, т.е. плач, превращает в источник страстей.

Если может человек плакать, то благоразумно да плачет в смирении с сокрушением сердечным и памятью о своих согрешениях (только не плотских подробностей: сие бо более вредно), и памятью смерти и суда Божия. Св. Лествичник пишет, что в воде слез потопляется мысленный фараон, который от ап. Петра называется львом рыкающим, как и тебе самой некогда представлялось. Справедливо сказано, что в воде слез и умиленном плаче нет места этому льву, рыкающему и ищущему кого-либо поглотить. Мать N спрашивает, можно ли у себя держать деньги сестер на хранении. Если бы сохранялся древний строгий порядок общежития, когда живущим выдавалось все потребное, в таком случае было бы это неприличным и можно бы считать недолжным; а в настоящее время, по общей немощи как начальствующих, так и подчиненных, возбранить этого совершенно нельзя. Бывает нужда и необходимая потребность для последних.

392. О болезни и о сестринских молитвах

Уведомляешь меня, что болезнь твоя настолько усилилась, что ты, окладенная подушками, пишешь ко мне письмо и за тебя уже молятся на церковных прошениях; и все сестры усердно желают, чтобы ты выздоровела, а тебе не желается встать от болезни и потому неприятны тебе сестринския молитвы о твоем выздоровлении. Как бы ни молились, и о чем бы ни просили Господа, касательно тебя, испрашивают тебе от Господа помилования. Потому и не отвергай сестринских молитв и сестринскаго усердия, предавай себя в волю Божию, как будет угодно Господу, так о тебе и да сотворит, точию да не лишит тебя милости Своей и желаемаго тобою лицезрения, называясь чрез пророка Отцом будущаго века.

393. О частом причащении Св. Таин. О слезах в церкви. О нарушении поста по болезни

Ты в болезни приобщалась Св. Таин Христовых каждую неделю и сомневаешься, не часто ли. В серьезной и сомнительной болезни можно приобщаться Св. Таин и чаще. Нисколько не сомневайся в этом. Еще пишешь, что если удерживаешь слезы в церкви, то расстраиваешься духом. Поэтому очень не понуждайся слезы удерживать в церкви; а если кто станет говорить об этом, отвечай, что у тебя от болезни ослабли нервы; а только слезы эти считай окраденными от тщеславия, смирение же может пополнить этот недостаток.

Пишешь, что боишься, простит ли тебе Господь грехи. Веруй несомненно, что простит, пришедый в мир грешныя спасти, и за грешных распныйся волею. Спрашиваешь, если доктор и мать игуменья будут принуждать есть рыбу в Великий пост, как тебе быть? Если будешь очень изнемогать от постной пищи, то можешь согласиться употреблять и рыбу по болезни; а после в этим должно приносить покаяние. Впрочем, смотри и на свою совесть, насколько она может вместить это разрешение. В книге аввы Дорофея сказано, что по вере и зелие или картофель может заменять яйцо. Всячески надо испробовать, насколько сносна будет для тебя постная пища, хоть бы немножко и пострадать, а затем и видно будет на что должно решиться. Видение Матери N можно принимать в подтверждение Евангельских слов: будете готови на всякое время, яко не весте ни дне, ни часа, в он же Сын человеческий приидет. В болезни чумы не кто другой действует, как посланный от Господа Ангел наказания, и за жестокое страдание всячески будет и милость от Господа умирающим такою смертию.

394. Православный взгляд на "довлетворение" за грехи. Объяснение сна

В письме пишешь, что враг нападает на тебя помыслами отчаяния, представляя, что на мытарствах враги похитят твою душу и сведут во тьму, так что от этих помыслов ты не можешь с умилением и молиться; и тебе стало представляться, что покаяние твое мало в сравнении с твоими грехами, что все-таки за них нужно "довлетворение" понести, сообразное с грехами, и тогда только получишь прощение.

На все это скажу тебе, что слово "довлетворение" из католической церкви перешло в православную; а чисто православное верование такое, что если христианин согрешил, то он по праведному суду Божию, для избежания вечнаго наказания, должен при покаянии понести какое-нибудь наказание временное, но малое в сравнении с грехами, или болезнь, или беду какую, или безчестие. Остальное же восполняет милость Божия. Благоразумный разбойник разбойничал 30 лет, а понес наказание, - только три часа, повисевши на кресте с перебитыми голенями. Правда, что наказание тяжелое, но может ли оно послужить удовлетворением за 30-летнее разбойничество. Суди сама. В книге Исаака Сирина в слове 71-м, на странице 406-й сказано, что одному посылается болезнь в продолжения жизни, а другому перед смертию, но зато болезнь тягчайшая, но все-таки она не может, особенно в последнем случае, служить полным удовлетворением за грехи, а только малым наказанием. И из этого места видно, что труды покаяния и всякое злострадание может служить только средством хранения и отражения или усмирения страстей, а не "довлетворением".

Понесем и мы с тобой посланную болезнь, как малое наказание, веруя и надеясь получить прощение грехов своих милосердием Божиим, заслугами Христа Спасителя, пришедшаго призвать грешников на покаяние. Брань и отчаяние происходит от зависти бесовской. Ты желаешь сподобиться лицезрения Сына Божия, а они онаго лишились.

Повторяй в этой брани апостольское слово, что туне спасохомся милосердием Божиим, а только знай и помни, что спасение наше совершается между страхом и надеждою.

Еще ты пишешь, что видела во сне покойного батюшку отца Макария, который тебе сказал: иди к отцу Илариону, и желаешь знать, что бы эти значили слова, когда уже отец Иларион давно умер.

Думаю, что слова эти могут означать, во-первых, то, чтобы ты почаще вспоминала и не забывала, как покойный о. Иларион, с каким терпением и твердою верою и упованием переносил продолжительную и тяжкую болезнь свою; во-вторых, то, чтобы ты не помышляла и не надеялась выздороветь от болезни, а лучше бы готовилась как следует к переходу туда, где о. Иларион, потому что такое уготовление полезно, по сказанному: уготовихся и не смутихся. Виденныя же тобою на гостинице богаделки, стеснявшия тебя, могут означать, что переход твой должен быть не так скоро, а что ты должна еще пожить на гостинице мира и понести тесноту вместе с теми, которыя мудрствуют как богаделки, а не как настоящия монахини. Вот как думаю, так тебе и написал. Настоящее же значение Бог весть, если какое тут есть.

Первыя же слова покойнаго старца батюшки о. Макария старайся подлинником исполнить, а именно: в силу установления св. отцев утро до полудня посвящать молитве, а потом заботиться об откровении помыслов старцам и беседовании с ними. К последнему слову может относиться чтение святоотеческих писаний.

Яндекс.Метрика