230. Бог не попустит, свинья не съест
Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в истине!
Возмогай о Господе и в державе крепости Его. Сказано в псалмах: Господь крепость людям Своим даст. Господь благословит люди Своя миром.
Письмо твое получил, содержание котораго - продолжение искушений и наветов, чрез о. К.; но есть старинная мудрая поговорка: Бог не попустит, свинья не съест; и в псалтири сказано: солга неправда себе. К. хочет одолеть тебя неправдою, но обманется в неправде своей по псаломским словам. Неправда эта солжет ему и самого может подвергнуть великому бедствию не только в будущей жизни, но и в настоящей. Фараон притеснял Израильтян, но сказано, что он погряз в воде, как олово. К. консистория не всемирная историям. И история только после пишет вравду о всех.
Не бойся частых следствий и дознаний, которые могут послужить только к твоему оправданию. Когда разсмотрят все ложные доносы К., тогда могут сотворить, ему и другое какое-либо наказание и обсечь ему крылья, которыми он теперь без толку машет от злаго расположения, хотя досадить другим. Но досада эта может обратиться на главу его самого.
Несомненно веруй неложному апостольскому слову: верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но со искушением сотворит и избытие.
В трудныя минуты утешай себя тою мыслию, что не сама ты заехала в ту местность, а послана начальством, чрез которое обозначается воля Божия. Понуждайся терпеть и старайся делать возможное и получишь милость Божию не только в будущей жизни, но и в настоящей.
231. Без лихорадки дурныя соки из тела не выходят, без неприятностей и зло из обители не устраняется
Письмо твое получил. Пишешь о непрекращающихся и продолжающихся скорбях и разных для тебя неприятностях со стороны досаждающих. Но советую тебе не малодушествовать, а уповать на милость и помощь Божию, которая сильна нас защитить от всех козней вражиих и от наветов действующих по духу мира. Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, и в числе избранных учеников Христа Спасителя нашелся предатель. Но только противляющиеся истине получили свое достойное воздаяние, а другим повредить нисколько не могли. Ежели и ты будешь мужественна и с надеждою на помощь Божию переносить встречающияся неприятности и скорби, то они тебя оправдают, а не повредят, только нужно не спеша действовать.
В твоем прискорбном положении нужно твердо помнить и не забывать , что не дают награду за отраду, а только за скорби и за подвиги.
Подвинемся и мы с помощию Божиею, елико возможно, исправлять порученное нам дело обители; а исправление это без болезни и скорби и без труда быть не может. Когда в теле человеческом заведутся испорченные соки, то они не иначе изгоняются, как лихорадкой или горячкой. А сама знаешь, что болезни эти не легки, а только после бывает хорошо, когда кто себя достодолжно выдержит. Вот и в вашей обители дурные соки изгоняются и нужно выдержать или лихорадку, или горячку, пока они изгнаны будут. А ты как главный член обители, вот тебе и приходится более других ощущать болезненную страдательность. Не без причины сказано в Евангелии: в терпении вашем стяжите души ваши; и - претерпевый до конца, той спасен будет. Понудимся и мы потерпеть и получим милость Божию и спасение вечное и безконечное со всеми терпящими и претерпевшими скорби.
Мир! Мир! и Мир!
Скорбное письмо твое получил. Пишешь, что ты готова сейчас же бросить все и бежать куда-либо. Погоди, прежде дождись конца, может быть, будет и не так, как ты предполагаешь.
Напрасно ты думаешь, что люди от скорбей погибают. Напротив, из Святаго Писания видим, что скорби приближают людей ко спасению, если кто не малодушествует и не отчаявается, а вооружается терпением со смирением и преданностию воле Божией. И ты еще подожди, как и чем кончится дело.
Молись поусердней Царице Небесной, Святителю Николаю, Иоанну воину и священномученику Фоке. Молитвы их сильны защитить тебя от чрезмерных нападений; в меру потерпи, памятуя апостольское слово: скорбь соделывает терпение, терпение - искусство, искусство - упование, упование же не посрамит.
Письмо твое и икону преподобнаго Агапита врача получил, благодарю за усердие.
Ты пишешь, что рапорт твой о том, что при сдаче монастыря ты не получила всей суммы - возбудил против тебя многих людей, которые теперь враждебно могут относиться к тебе. Но надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век.
Выписываю тебе псалмы, которыми молился святый Давид, когда был в гонении от врагов: З-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличныя для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь - прочитывай 101-й псалом.
В заключение письма скажу, не будь скора в словах, а прежде внимательно обдумывай то, что нужно говорить людям, возстающим против нас, или людям великим.
Письмо твое получил, но на второй неделе поста не успел ответа тебе написать, вот и третия неделя уже приходит к концу. Опять скажу тебе, что по-моему мнению нужно еще подождать и потерпеть, пока воздействует промыслительная сила Божия, разоряющая неправильные советы и отметающая мысли людей неблагонамеренных; так как один совет Божий пребывает во веки. Чтобы в твоем положении получить милость и помощь Божию, читай ежедневно Псалом 36-й: Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие. И хорошо бы этот псалом читать по слову святаго Давида - вечер, утро и полудне. И еще два псалма - Господь просвещение и псалом - Живый в помощи. Ежели во имя Святой Троицы будешь исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому Промыслу Божию, тогда изведет точию повинися Господеви и умоли Его. Полезно также читать псалом - Терпя потерпех Господа и внят ми. Не вотще сказано в Святом Писании, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное, ради получения котораго и поступили мы в монастырь.
Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в истине!
Ты скорбишь в скорбных обстоятельствах, а брат Божий св. апостол Иаков советует, нам радоваться во искушениях различных, потому что чрез это испытывается и утверждается наша вера.
Пишешь, что на твою келью нападали разбойники и не могли ничего сделать. Явно, что Промысл Божий хранит тебя и внушает, чтобы и вперед надеялась ты на милость и помощь Божию. Не помню, где сказано, что и благочестиво живущему человеку, ежели он не имеет скорбей, считается год за день, а если благочестивый человек переносит большие скорби, тогда вменяется ему день за год.
Не вотще сказано у апостола: все хотящие благочестно жити, гонимы будут; и паки - многими скорбми подобает внити в Царствие Небесное; и сам Господь глаголет во Святом Евангелии: в терпении вашем стяжите души ваша и - претерпевый до конца, той спасен будет. Во всяком случае не могу посоветовать тебе подавать самой на покой. Ежели уже раз Господь избавил тебя сверх всякаго чаяния от подобных притеснений, то силен Он и опять избавить тебя. А о воротилах несправедливых царственный пророк Давид глаголет: видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры Ливанские: и мимоидох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его.
Во время скорби читай 32-й псалом, Господь и избавит тебя и прежде всего будет умиротворять твой дух. Впрочем, если бы попущением Божиим и удалось противникам улучить свою волю, и тогда будет правильнее и благонадежнее, по сказанному: Блажени изгнани правды ради. Но видно, что они и сами опасаются и не дерзают на это, а хотят угрозами тебя изгнать, чтобы сама ушла. Поэтому и не советую тебе, чтобы ты сама решилась исполнить волю и желание противников твоих; вернее предаваться во всем воле Божией, и силен Господь избавить нас, как древле избавил неповинную Сусанну от ея противников и клеветников.
В письме твоем пишешь, что по болезни твоей и болезни м..З. и по непрестанным клеветам неудобно тебе оставаться более в Л. монастыре, так как боишься умереть в тревожном состоянии - не мирном духе, и тебе нравится. О. монастырь. Пожалуй, можешь подать прошение в Синод, что по болезни желаешь остаток дней твоих провесть на покое. Но при этом вспомни слова о. игумена Антония: тогда будет покой, когда пропоют над нами - со святыми упокой. Велико воздаяние тем, которые до конца терпят несправедливыя клеветы. Недавно у меня была одна вдова священника, который от злых доносчиков перенес много несправедливых следствий, заболел и умер. В 40-й день явился во сне жене с золотым крестом в руках. Поэтому на двух выбирай себе, что найдешь удобнее, или терпеть до конца в обители, или проситься на покой.
Скорбное твое письмо получил и тотчас отвечаю.
Прежде всего отслужи молебен Спасителю, Божией Матери и всем святыми поезжай к С., испрашивая его совета, нельзя ли устроить, чтобы прислали следователя из Петербурга, который бы мог обличить ложь и клевету и уяснить справедливое, т.е. в каком положении прежде был Л. монастырь и в каком теперь находится. Если найдут это неудобным, то попросить, нельзя ли перевесть тебя в начальницы в другую губернию. Если же невозможно будет достигнуть ни того, ни другаго, тогда уже можешь подать на покой, во исполнении Евангельскаго слова: Аще гонят вы во граде - бегайте в другий.
А чтобы тебе не малодушествовать паче меры в скорбях твоих, старайся помнить и не забывать, что многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное. Также утешай себя Евангельскими словами: Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное. Блажени есте, егда поносят вы, ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех.
Да будет по воле Божией о нас!
Вчера получил от тебя два письма вдруг, и при немощи и недосуге спешу отвечать тебе.
Все описанное тобою показывает, что следует оставить человеческия меры и прибегнуть за помощию к Единому Богу. Лучше молись Богу так, как покойный старец Леонид советовал: спаси Господи и помилуй возлюбленнаго отца моего М. П. и за его молитвы помоги мне грешной. Многие примеры показывают, что такая молитва умиротворяла противных и враждующих лиц. Может быть, и к тебе переменится Вл. в своих отношениях, тогда и обстоятельства твои могут измениться к лучшему.
На всякий случай можешь написать к иг. А., будет ли она согласна принять тебя на покой, ежели потребуют обстоятельства. Если воля Божия будет, то и поступишь на покой, только и тогда нельзя избежать каких-либо скорбей и неприятностей, потому что в Евангелии сказано, что Господь подаст успокоение только труждающимся и обремененным.
(С N239 по 276 к одному лицу)
Сестра о Господе! Описываешь ты, какия с тобою были вражеския искушения: сперва тоска и страх; потом скорбь до изступления ума, что не застала брата; потом помысл высокоумия, что достигла меры безстрастия; потом опять несытая любовь к родным и опять помысл высокоумия с самонадеянностию, что без помощи Божией, своею силою, ты можешь устоять; а когда с омерзением отвергла этот помысл, то тут же услышала вражескую похвалу, т.е. помысл горделивый и тщеславный стал внушать, что ты уподобилась уже святым. После этого чувствовала какой-то покой, и хотя тайный голос предупреждал тебя, что под этою тишиной кроется обольщение вражие, но тебе все сильнее стало казаться, что ты пришла в меру совершенства и что естество души твоей так бело, как снег; а когда вспомнила, что, по слову Петра Дамаскина, душа, приходящая в преспеяние, видит свои грехи, как песок морский, и когда в недоумении стала молиться Господу и Царице Небесной, чтобы вразумить тебя, какая это сила действует в тебе? - то и увидела,, что эта сила - в виде валявшагося безобразнаго растрепаннаго мужика.
Теперь сама ты видишь, что вся эта противоречащая путаница есть действие врага, который борет и десными и шуиими, то тоскою и страхом, то высокоумием и самонадеянностью; а когда отвергают его внушения, то опять шепчет: "благоже, благоже сотворил, победил, соделался велик". Тебе сильно казалось, что действительно пришла в меру совершенства, а, сама пишешь, что голова пустая, душа, как разграбленная храмина, что с трудом привыкаешь к устной молитве, а четочнаго правила ни разу не выполнила, потому что как только за него берешься, начинает, тебя сильно ломать. Откуда же взялось твое совершенство? Видим, что, тут явное противоречие, которое прежде всего, врачуется искренним покаянием и чистосердечным исповеданием "кому следует".
Св. Иоанн Лесствичник говорит, что неоткрываемые духовному отцу помыслы в дела происходят (ст. 26, отд. 21 ) и что, напротив, открываемыя язвы в горшая не простираются, но паче врачуются. Из собственнаго опыта видим, что человек крайне немощен и бессилен в духовной борьбе без помощи Божией. В борьбе этой, говорит преп. Марк подвижник, мы имеем одного помощника, таинственнаго, в нас сокровеннаго со времени крещения - Христа, Который непобедим. Он будет споборствовать нам в сей борьбе, если будем не только призывать Его на помощь, но исполнять, по силе своей, Его животворныя заповеди. Повергай себя в руце превеликаго Его милосердия. Также непрестанно прибегая к Заступнице нашей Владычице Присно-Деве Марии, поя по часту церковную песнь: не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби да не постыдимся.
Гордым и самонадеянным помыслам о совершенстве противопоставляй крайнее смирение пред Богом и людьми, выставляя себе прямо на вид, что ты и устной молитвы еще не научилась и келейнаго, правила не исполняешь. Откуда же вдруг явилось совершенство?
Что брата не видала, видно, на это не было воли Божией, потому что оно было бы тебе неполезно. Если не видавши его скорбела до изступления ума, то что бы было, если бы виделась? И такая привязанность, конечно, не согласна с обетами, данными при пострижении.
А то, что тебе кажется, что начальница тебя вышлет из обители, и что ты пленяешься этим помыслом - и это обольщение вражие; потому что тебя еще никто не гонит; а только эта мысль тебя отводит от настоящаго монашескаго дела. Когда погонят, тогда видно будет.