182. Назидания сыплются на нас со всех сторон: только надо не отвергать их
Встретивши праздник Рождества Христова, поздравляю тебя с Новым годом. Сердечно желаю тебе всего новаго, хорошаго, полезнаго и душеполезнаго, назидательнаго и спасительнаго. - Назидания со всех сторон на нас так и сыплются, только остается не отвергать, а принимать великодушно, или хоть терпеливо переносить. - Нездоровится нам телесно; ободряет нас св. апостол Павел, глаголя: елика внешний наш человек тлеет, толика внутренний обновляется по вся дни. Поносят нас и обвиняют на стороне, в это время да вспоминаем Евангельския слова Самаго Господа: блажени есте, егда поносят вам, ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте, яка мзда ваша многа на небеси, и мзда вечная. На земле же все, временно и кратковременно и скоропреходяще. Скоро все проходит как приятное и отрадное, так и прискорбное и болезненное.
Ежели мы избрали для себя путь благочестия, то должны помнить и не забывать Апостольское слово: вси хотящии благочестно жити о Христе, гоними будут.
Правда, что неприятно и прискорбно видеть неожиданно случившееся разстройство в обители вашей. Но если сравнить это разстройство ваше с Тем сильным разстройством, какое было в Константинополе во время гонения на св. Иоанна Златоустаго, когда св. Олимпиада терялась в недоумениях, то при таком сравнении разстройство N против Константинопольскаго окажется очень маловажным. При таком сравнении есть для нас и утешительная мысль: св. Златоуст получил свою великую мзду От Бога, а св. Олимпиада не только успокоилась от своих недоумений, но и возрадовалась и не перестает радоваться радостию неизглаголанною.
Понудимся и мы потерпеть болезненное и прискорбное. Есть старинная пословица: стерпится - слюбится. А дело обители вашей силен Господь привести в должный порядок.
Я владыку вашего поздравлял с праздником и просил его, чтобы он ложные доносы принимал с разсмотрением, не доверял бы клеветам. Самое дело вернее слов.
Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в истине. N от твоего имени пишет, что ты написала было прошение об увольнении тебя от начальства. Но невидимка опрокинула стаканчик лампадки и залила маслом это прошение. Так дело это и осталось.
Знаю, сестра, что тебе очень трудно и от обстоятельств и от резких и неуместных выходок, которыя сильно влияют на слабые твои нервы, и потому ты все хочешь подражать пророку Ионе, который от лица Божия побежал в Фарсис, да попал во чрево китово. Также помни, что и на берегу безмолвия ранний червь может подтачивать тыкву твою и зной огненных стрел вражиих опалять главу. От лица Божия никуда не можем уйти. Всякому христианину назначается свой крест и указуется свой путь, и в Евангельском учении проповедуется, что послушание есть главная добродетель христианская. И настоятельство есть так же послушание. Св. ап. Павел пишет и о Самом Спасителе, что Он был послушлив до смерти, смерти же крестныя. А вообще ко всем нам св. ап. Петр глаголет: возлюбленнии, яко чада послушания трезвящеся совершение уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении. И Сам Господь во Евангелии глаголет: не приидох да творю волю мою, но волю пославшаго Мя Отца, и к Верховному Апостолу рек: Петре! любиши ли Мя паче сих! паси агнцы Моя. Из этих слов сама ты, сестра, можешь понимать, чем более может выражаться любовь ко Христу. Поэтому не уклоняйся от возложенной на тебя трудной обязанности заботиться о юных сестрах, об их устроении и спасении, поминая слово, сказанное: больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. 15, 13). И апостол пишет: кийждо приимет мзду по своему труду. Силен Господь укрепить слабые твои нервы, а за резкия и неуместныя выходки смирить виновнаго в свое время. Так же если воля Божия будет, то и безмолвие в свое время подается желающим. Выше воли Божией нет ничего, и послушание паче жертвы, послушание паче поста и молитвы. Всем назначено послушание, и младшим и старшим. Послушание для всех полезно и спасительно. (Конец утрачен.)
184. Должно помнить слова: вси, хотящии благочестно жити, гонимы будут
Мужайся, и да крепится сердце твое. Если решились мы для спасения души своей идти путем благочестия, то да не забываем апостольских слов: "вси, хотящии благочестно жити, гоними будут", если не по-древнему различными муками, то по-новому различным поношением. Но чтобы мы в этом не малодушествовали. Сам Господь подкрепляет и утешает нас, глаголя во Евангелии: "блажени будете, егда поносят вам и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и взыграйте, яко мзда ваша многа на небеси".
Если же еще по немощи нашей не можем, при поношении, радоваться, то по крайней мере да не скорбим паче меры. Если же от слабости нерв не можем побороть и одолеть скорбных и оскорбляющих мыслей, то всячески да соблюдаем себя от ропота. Когда-же и до сего доходило дело, то да познаем немощь нашу и да смирим себя пред Богом и людьми и покаемся. - Познание своей немощи и смирение тверже всякой иной добродетели.
Св. ап. Павел пишет о себе так: "за премногия откровения да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти. Александр ковач много ран телесных нанес апостолу Павлу, возмутив против него целый город язычествующий.
Как и чем объяснить то, что возлюбленный наперстник Христов, Иоанн Богослов, обязанный проповедывать Евангелие, вместо того принужден был неподобною женщиною топить городскую баню и нес эту тяготу в продолжении шести лет. Но за такое притеснение апостола Господь сотворил такое чудо, что весь город обратился к христианской вере, чего проповедию, может быть, нельзя бы было сделать в продолжении 10 лет и более. Зная и памятуя это, и мы да подклоняем или преклоняем выю нашу, когда возлагается на нас тягота скорбных обстоятельств или поношения или какого стеснения, имея надежду, что впоследствии выйдет что-либо полезное для тех, о ком поручено нам заботиться в духовном и внешнем отношении. Дивны дела Господни и неисследимы путие Его. Не напрасно и не вотще взывал св. Давид к Господу: "по множеству болезней в сердце моем, утешения твоя возвеселиша душу мою". Да веруем и да надеемся мы, что, за понесенныя скорби силен Господь утешить и нас, каждаго в свое время и по устроению каждаго. Преп. Петр Дамаскин пишет: великий дар Божий открывается и в том, что Господь ищет спасения нашего и устрояет оное всеми способами.
Молись о мне грешном, глаголющем и не творящем.
Вступивши в Новый год, благожелательно приветствую тебя со всем новым, хорошим и успокоительным против того, что было в прошлом году.
Владыку вашего я поздравлял с праздником и Новым годом, объясняя нечто и о N общине. В ответ, от него получил следующее: "с своей стороны, при помощи от Господа постараюсь водворить мир в среде сестер и должное повиновение начальнице".
Поздравляю тебя с приближающимся днем рясофорнаго твоего пострижения и сердечно желаю тебе подражать Той, о Ней же сказано в псалмах: рясны златыми одеяна и преукрашена и которой теперь церковь воспевает присно: Радуйся благодатная! Прежде же было сказано: тебе же самой оружие пройдет душу. А апостол пишет: сам же искушен быв, может и искушаемым помощи. Сама Владычица наша Пресвятая Дева Богородица столько испытала скорбей, болезней сердечных, как никто другой, и теперь помогает всем скорбящим, прибегающим к Ней. ( Хорошо бы и полезно тебе мазать левый бок и грудь, от лампады Ея, маслом позеленевшим, поминая сказанное: милость же Господня от века и до века на боящихся Его).
На этих днях мне прихворнулось паче обычнаго. От приходящих простудил лицо в испарине. Простуда перешла на больную внутренность, и сделалось вроде желудочной лихорадки, и теперь еще не совсем прошло, а приходящие и приезжающие требуют свое, можно, не можно - принимай. Не примешь, на душе непокойно. Вот тут и разумевай, пожалуй, и недоумевай, только повеленное твори. Но не всякий может, как Архангел Гавриил, повеленное в разуме прием.
Приветствую о Господе всех N чудотвориц.
Мир тебе! и молись о мне грешном.
...Слышу, что ты желала бы слышать от меня что-либо человеческое, а тексты Св. Писания сама знаешь.
Ежели Сын Божий ничего от Себя не говорил, но якоже приях заповедь от Отца, что реку и что возглаголю, после этого что может сказать тебе от себя человек грешный и недугующий телом и душою. Пожалуй, по желанию твоему слушай. Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает. Если бы не хмель - не мороз, то он и дуб перерос. В пресном молоке, как в дураке, толку мало.
Иное дело сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло и хорошо очищенное и хорошо соблюденное. За битаго двух небитых дают, да еще не берут. Чего недосмотришь, карманом доплатишь. Что стерпится, то после слюбится. Адамовы лета с начала света. Сделал Адам ошибку, и пришлось ему после много потерпеть; так бывает и со всеми делающими ошибки. Слово не воробей - вылетит, не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно-обдуманныя. Вот я тебе наговорил целую кучу человеческих слов, не знаю, выберешь ли ты из них что-либо для себя толковое и пригодное к делу. (Окончание не доставлено.)
Поздравляю тебя со всерадостным праздником Воскресения Христова. По милосердию Воскресшаго Господа духовною радостию да растворяются и в продолжение целаго года имеющие быть тебе скорби и неприятности, особенно настоятельские. Совсем без скорбей и простые люди и простые послушники и послушницы не пребывают; кольми паче послушание настоятельское сопряжено со многими скорбными неудобствами. Ты хочешь сделать так, а выходит попущением Божиим иначе. А Господь все попускает к пользе нашей душевной, к испытанию нашего терпения и смирения и покорности воле Божией, потому что без сих трех ничего мы полезнаго и душеспасительнаго не приобретем. Правда, что тяжело бороться с немощами человеческими, и терпеть недостатки окружающих нас; но за то понесением такой тяготы доказывается исполнение, закона Божия, как свидетельствует апостол: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов...
О здоровье своем не знаю как и сказать тебе. Писал тебе о тяготах. И я, особенно последния три недели, чувствую какую-то тяготу в теле, так что по утрам с трудом разламываюсь, чтобы взяться за обычное многоглаголание с посетителями; и потом так наглаголешься, что едва добредешь до кровати, в час или более. Вот ты суди и разсуди прю мою с человеки праведными и неправедными. На лбу ни у кого не написано, кто он таков, а говорит, что ему потолковать нужно, и не хочет знать, что мне недосужно. Да и от немощи и усталости это очень натужно. Есть пословица: как не кинь, все выходит клин. Не принимать нельзя, а всех принять нет возможности и сил недостает.
По-пасхальному приветствую N многовещанную и м. казначею, иногда аки рыбу безгласную, а иногда поющую и возвышающую глас. По-праздничному приветствую и всех жительниц N. Есть нескладная пословица: гусь да гагара - неладная пара; а часто в озере вместе плавают. Есть и другая пословица: нескладно, да ладно.
Приписка о. Амвросия: хоть так - да ладно да будет! Многогр. и. Амвр.
И недосужно мне, и не совсем здоровится, а спешу уведомить тебя о смерти Б. швеи монахини Евдокии А. Ладыженской. Вчера 21 мая в 6 часов вечера мирно скончалась без особых страданий от чахотки, которая началась еще в феврале месяце. Несмотря на болезнь ея, Евдокия усердно занималась вышиванием ризы: за ея усердие и вы поминайте усердно душу покойной.
В настоящее время в Оптине уже нескользко дней находится N настоятельница с двумя сестрами. С собой завезли и саратовскую монахиню А. Народное стечение и приезд многих мешает скоро отпустить их. Также мешает и переменчивая у нас погода. То очень тепло, то вдруг очень холодно, а чрез это я и захватываю простуды. Но никто не хочет и слушать, что мне нездоровится. А почти все толкуют, почему их не принимаю скоро. Вот тут и управляйся как хочешь и как знаешь. Не раз и вспомнишь простую русскую пословицу: "Бей в решето, когда в сито не пошло". А пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.
Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которыя живут аки рыбы безгласныя, хотя изредка перушки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона. Когда найдет уныние, прочитывай этот набор слов, как немец русскому говорил: "Экой ты дров". Хотел назвать дубиной, да не сумел.