Собрание писем к монашествующим

143. О том, что не следует монахиням быть сиделками в общественных больницах

В словах об общежитии все, сказанное вами, верно и справедливо, но ввести общежитие, в строгом смысле этого слова, затруднялись и великие настоятели, каковы были преподобные Пафнутий Боровский и Иосиф Волоколамский. В слове же о братолюбии, сказанном вашим преосвященством по поводу устроения больницы в Серпуховском женском монастыре, нам невежественным показалось не все вполне уясненным. Говоря о делах милосердия монаха святителя и монахини настоятельницы, ваше преосвященство изволили умолчать о новых делах милосердия, которыя в настоящее время хотят принужденно взвалить на плечи монахинь частных, простых и даже юных. Устройство женской больницы при женской обители, а мужской при мужском дело христианское и приличное; но кто измыслил брать или посылать из женских обителей инокинь, особенно юных, в общественныя больницы, тому нельзя ожидать благаго воздаяния от Господа, а скорее противнаго, потому что ни в древнеотеческом предании, ни в Св. отеческих Писаниях примеров этому не видим, а напротив, в писаниях препод. Макария Египетскаго (в беседе 27 в гл. 15 по изд. Моск. Акад.) читаем пример разительный, сопротивляющийся новому учреждению. Он повествует, что "некто во время гонения предал на мучение тело свое, был повешен и строган, потом ввергнут в темницу, и что ему по вере прислуживала одна инокиня, и он, сблизившись с нею, бывши еще в темнице, впал в блуд!". Если от сближения и с исповедником, потерпевшим мучения, инокиня не осталась цела, а подверглась не только душевному вреду, но и падению, и еще в древнее время, то чего же можно ожидать от подобных обстоятельств в наше последнее, слабое время? Приводим сей пример кроме вышеозначеннаго и вопреки новому измышлению посылать монахинь из монастырей в больницы для практики, на случай войны, на том же положении, как существующия теперь общины сестер милосердия. Никак нельзя согласиться с тем мнением, что будто бы дело вполне христианское и полезное посылать невест Христовых, особенно юных, из мирных обителей в общественныя больницы для служения грешным телам, с получением явнаго и неизбежнаго вреда для душ сих служительниц.

Подтвердим свое мнение, кроме многих св. отцов, словами великаго учителя монашества, Иоанна Лествичника, который в 3 ст. в глав. 22 и 23 говорит следующее: как невозможно единым оком смотреть на небо, другим на землю, так невозможно не подвергнуться душевным бедствиям тому, кто совершенно не устранился помыслом и телом всех своих родственников и не родственников.

Добрый и благоустроенный нрав великим трудом и подвигом приобретается: но и со многим трудом приобретенное во мгновении потерять можно.

144. О том же

О. Илариону пришла в голову мысль, что вы, может быть, промыслительно переведены на житие в Невскую Лавру, чтобы помогать монашеству, особенно пустынному, так как вам более других сведомы монастырския обстоятельства и положение монахов и монахинь. С этою мыслию соглашаюсь и я. Поэтому, елико мощно будет, помогайте монашеству, обуреваемому извне от видимых неприязненных нападений, а извнутрь от невидимаго борения душевных наших врагов. Особенно постарайтесь отклонить нелепую мирскую мысль, чтобы монахини ходили в больницу для ухода за больными так же, как бы и сестры милосердия. Вы пишете о. Илариону, что этого нет; а мы пишем вам, что это уже есть на самом деле в Москве, и в Туле принуждают игуменью к тому же. Нельзя ли вам как-нибудь сделать, чтобы Петербургский митрополит объяснил это Московскому, который, слышно, против этого; а между тем хождение монахинь в больницы по две из монастыря не прекращается, чему хотят подражать некоторыя барыни и по уездным городам, приступая к игуменьям с тем же предложением.

И из последняго письма вашего видно, что желание ваше хоть когда-нибудь удалиться на пустынное уединение все еще продолжается. Не так давно мне слепотствующему читали историю монашества на Востоке. Во второй части на странице 202, 203 и далее мне показалось замечательным разсуждение старца Иоанна, который сперва прожил 30 лет в общежительном монастыре, потом жил 20 лет в пустыне и наконец опять возвратился в общежитие. Нахожу, что вам при вашем стремлении нелишне прочитать со вниманием его замечательное сказание о жизни пустынной и общебратственной.

Вначале, когда я обирался к вам писать, меня понуждал помысл, выставить вам на вид одно обстоятельство, необходимое для настоятельниц монастыря. Теперь этот помысл как бы примолк. Но я все-таки думаю написать вам это, основываясь на свидетельстве Св. Писания: даждь премудрому вину и премудрший будет; сказуй праведному, и приложит приимати. Св. Лествичник в слове к пастырю, во главе 2-й говорит: "предстоятель должен молиться и о том, чтобы ему ко всем по их достоинству или старшинству милосердие преклоняться и иметь залог расположения, чтобы себе самого и любимаго, и соучеников как-нибудь не повредить".

Юныя, хотя и бывают хороши, но иногда по ревности и иногда по неопытности делают много путаниц в общем ходе дел. Сами знаете, какой был разительный пример путаниц по этой причине в монастыре.

Младшия лезли вперед, а старшия взбунтовались, и такой наделали скорби начальнице, что едва в живых осталась; - не говоря уже о том, что она подверглась и строгому надзору на некоторое время в чужом монастыре. Простите, что, может быть, и лишнее пишу; но пишу это вам, как бывший долго у меня помысл. Приснопамятный о. игумен иногда говаривал: Простите! Открываю и исповедую вам свой помысл.

145. Новопосвященной игумении

Поздравляю вас с избранием на настоятельскую должность и с саном игуменьи, если уже посвящение ваше в сан сей совершилось. Сердечно желаю вам, за молитвами покойнаго батюшки о. игумена Антония, проходить нелегкую сию обязанность с пользою душевною, как собственнаго вашего, так и врученных вам сестер и матерей. Да поможет вам в этой многотрудной должности святая и преподобная игуменья Афанасия, которой память вскоре имать совершатися и ея же именем, кажется, вы наречены при пострижении. Если так, то поздравляю вас и с тезоименитством и от души желаю вам, за молитвами духовной покровительницы вашей, благополучных успехов в настоятельских делах ваших. К утешению вашему скажу: хотя должность начальников и сопряжена со многими трудностями и великими неудобствами, но из списка святых видим, что многие настоятели не только получили спасение, но и великое воздаяние от Господа на небеси, и на земле прославляются Св. Церковью в лике святых, как и святая игуменья Афанасия. Сердечно и искренно желаю и вам по совершении подвига вашего достигнуть того же по молитвам духовных патронов ваших, чтобы с дерзновением изрещи вам пред Господом: се аз и дети, яже дал еси ми всеблагий и многомилостивый Владыка.

146. Игумении наставление быть милостивой и снисходить к немощам человеческим

Глаголю тако того ради, понеже глаголет Господь в Евангелии: милости хощу, а не жертвы, хощу же и аз грешный и непотребный да В-ская матушка игуменья постарается прежде всего быта милостива, потом уже да приносить и жертвы, которыя всячески, милостию к ближним, будут благоприятны Богу. Сказано в старчестве: от ближнято живот и смерть, то есть чрез ближняго только может быть жизнь наша истинная, и наследуем жизнь блаженную и вечную; а если будут отношения наши к ближнему неправильныя и презорливыя, то мудрено убежать смерти душевной, а потом и второй вечной, от неяже да избавит Господь всех понуждающихся на исполнение Его Божественных и животворных заповедей, - и всех, аще и храмлющих от немощи, но ищущих Его великой милости покаянием и смирением. Апостол Иоанн пишет: любяй Бога должен есть любить и ближняго; а апостол Павел говорит: вы сильнии немощи немощных носите и не себе угождайте: и исправляйте таковаго духом кротости, блюдый себе да не и ты искушен будеши. Вот все, что вышло из грешной головы моей на последнее письмо твое от 29 сентября. Поздравление с освящением храма Всех Святых пишу после всего и прошу поминать там и нас грешных.

М. Е. по болезни идти не может: а лошадь нанять не на что, поэтому и ждет приезда м. М., которая медленно поспешает, хлопоча о том, чтобы не пропало ея последнее достояние в промежутке от зятя и от брата. Строго по-монашески смотреть, не хорошо она делает; а если посмотреть со стороны немощи человеческой, от которой никто из нас не свободен, то подумаешь и скажешь иное: дескать, нельзя же и без этого. Немощь человеческая мудрена и упруга, и упряма; хочет человек двигнуться вперед, да немощь-то, видишь, препятствует, ан и "выходит не того, а иногда и не тое". Мудрена притча сопротивления. Пишешь, что покойная м. Игуменья таких вовсе исключала из обители: но нам надобно последовать примеру по истине покойных, а не безпокойных в жизни своей, бывших. Тебе это известнее, а я не знаю, как было. Прости. Грешный глагол произыде в широту не малую, да сократится же снисхождением твоим, по сказанному: милуяй помилован будет, и снисходяй получит снисхождение.

147. Наставление терпеливо переносить неустройство в обители

Получаю письма ваши, но отвечать было неудобно и недосужно. Сострадаю вам в скорбях ваших среди неудобств и неустройства обители. Впрочем, ждите милости Божией, пока благоволит Господь изменить положение дел обители вашей. Един Он все ведает и Един всем управляет или прямою Своею Всесильною Волею, или промыслительным попущением по причинам, Ему только известным вполне, людям же известным только отчасти, отчасти это за грехи наши, и за жизнь несообразную нашему званию. Сам Он чрез пророка Амоса говорит: несть зла во граде, его же не сотворих, зло-то есть бедствие. Также апостол. Павел пишет: аще неправда наша правду Божию составляет, еда неправеден Бог наносяй гнев? Думаю, помните вы сами церковную повесть: когда один св. пресвитер молился Богу, чтобы избавил от епископа, отягчавшаго город разным неподобным нестроением, в ответ на его усердную молитву услышал глас; для этого города потребен был епископ еще худший. Мое грешное мнение: если бы каждый из членов, или по крайней мере многие, составляющие общество ваше, вместо ропота, обратились к Богу с усердным молением и исповеданием немощей своих, и желанием впредь направляться к стезям монашества по силе и возможности, то скорее бы, кажется, благоволил Всеблагий Господь изменить главную вину настоящей тяготы и неудобства и чрезмерной общей скорби, потому что, как и сами слышите, известны уже ваши дела во граде св. Петра. Но видно, еще не последовало мановение свыше к решению, и изменению. Да подкрепит вас Господь в евангельском терпении и подаст вам мир и умирение среди неудобств и смущений. Советую вам, хотя и не легко это, оставить человеческия изветы и извинения и обратиться за помощью к Единому Богу Сердцеведцу, Единому могущему все изменять и устроять, яко же Сам весть, паче чаяний и ожиданий человеческих. Св. Златоуст, в письмах к Олимпиаде, говорит, что Бог тогда только начинает являть Свою силу, когда оскудеют все человеческия соображения, и готово явиться безнадежие, да не будем, по слову апостола, надеющеся на ся, но на Бога жива, возставляющаго мертвыя. Прошу молиться и за меня грешнаго, глаголющаго и нетворящаго.

148. О семи таинствах церковных

Сестра о Господе и чадце духовное. На 17 число (сентября) вместо обычнаго поздравления пишу тебе слово Писания, глаголющее: Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь. Премудрость Божия, Господь наш Иисус Христос, основал Святую Свою Церковь на семи таинствах. Первое из них священство, без котораго другим таинствам совершаться невозможно. Второе крещение, в котором младенец омывается от прародительскаго греха, а взрослый и от собственных возрождаясь в жизнь духовную. Третье таинство миропомазание, которым возстановляется потемненный образ Божий в человеке, так как возрожденный таинством крещения чрез миропомазание печатлеется дарами Духа Святаго, чтобы силен был не только противостоять козням вражним, но мог бы совершать всякую добродетель. Четвертое таинство - причащение, чрез которое человек соединяется с Богом, если только достойно приступает к сему таинству Св. Причащения, потому что у строгаго праведника ежедневно бывает не менее семи недостатков хотя и не важных, по сказанному: и праведник седмижды падает. Кольми паче необходимо пятое таинство, покаяние, для того, кто не достиг еще степени праведничества, а борется доселе со страстьми и похотьми ветхаго человека, боримый и искушаемый вместе исконным и непримиримым врагом человечества. Шестое таинство - брак. Хотя мы и избрали жизнь безбрачную, но честность брака должны чтить, потому что произошли на свет от честно-брачных православных родителей, которые позаботились соделать нас участниками означенных таинств. Седьмое таинство елеосвящение, чрез которое прощаются забвенные по немощи человеческой грехи и врачуются болезни душевныя и телесныя.

Вот тебе, чадце, в день Ангела твоего сказание о таинствах премудрости Божией, так как имя твое означает тоже премудрость, но такую, которая не освободилась еще от примеси мудрености человеческой.

149. Совет, не оставлять настоятельства ради уединения (1876 г.)

N 149 по 214 настоятельницам N общины (1876 - 1890 гг.))

Сестра о Господе!...... хочу сказать тебе несколько душеполезных слов. Знаю, что ты давно желасшь и ретишься на безмолвие и уединение. Но потерпи еще и потрудись вместе с о. И. в окормлении и наставлении сестер общины. Правда, что безмолвие и уединение дают большое удобство к молитве жаждущей того душе. Но, по святоотеческому слову, молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобщая. Любовью и Бог именуется, по сказанному: Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает. Больше же сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. И паки: любяй ближняго весь закон исполни. Исполнение бо закона любы есть. И паки: не своих си да ищем, но елика суть и ближняго.

Поэтому потрудись еще с сестрами, живя в общине; а там после, когда воля Божия будет, поживешь в безмолвии и уединении.

Яндекс.Метрика