Собрание писем к монашествующим

100. Должно молить Бога об укреплении веры

Сестры о Господе! Получил от вас два письма... Прошение об уведомлении исполняю. А свое желание написать вам что-либо оставляю до другаго времени, потому что нездоровится мне при сырой погоде. - Впрочем, хоть несколько слов скажу.

Ангел покаяния св. Ерму говорил, что "вера свыше есть от Бога, а сомнение и неверие есть дух земной и от диавола".

Если апостолы, будучи еще несовершенными, молились Господу, чтобы приложил им веру, то кольми паче нам, немощным и изнемогающим в вере, прилично и потребно молиться, чтобы Господь преложил неверие наше в веру, и отгнал дух сомнения и неразсуднаго недоумения. - Мир вам!

101. По случаю огорчения о неполучении мантии из рук старца

...Мать N! ты сожалеешь, что получила мантийку из рук о. М., а не из грешных рук моих. - Сама тому причиною, по твоей нетерпеливости: требовала чрез о. М., так и получила. - А если бы немного подождала, или бы не принимала от о. М., тогда бы получила оную как желала. - Впрочем, знай, кто верует самому делу, а не внешности дела, для того получение это не имеет никакой разности. - Св. Афанасий Александрийский не претендовал, что не из рук самого Антония Великаго получил его мантию. - Но если уже великие - так, кольми паче малым, нам с тобою - так.

Пусть будет так, только будем мирны, и смирны, паче же смиренны. - Тогда все будет на пользу нам, по слову Писания: чистым вся чисто. - Да будет и у нас все чисто-начисто. - Аминь.

102. Пострижение великий дар Божий

Мать N!. Чадце приснонедоумевающее, то о том, то о другом, то о третьем! И конца нет недоумениям. И все эти от двоедушия; - потому что иногда зрим в путь Божий, а иногда опять зрим вспять! - Впрочем, начну с того, что два письма твои от 9 ноября получены. - Ты удивляешься себе, как ты решилась принять пострижение в с-му, а я удивляюсь себе, как я решился дать тебе это. - Но вспоминаю, что нельзя было и не дать тебе сего; потому что настойчиво очень сего ты желала. - И я уже после разобрал, что ты сего пожелала не столько по духовному побуждению, сколько по необдуманной ревности и по недостатку смирения, чтобы тебе не быть ниже матери В. - А уж чего ты пожелаешь, от того трудно тебя удержать. - Впрочем, как бы ни было, а дело уж сделано, переделывать нельзя; - остается исполнять по силе и возможности данные обеты; в чем же окажемся неисправными, в том да приносим искреннее и смиренное покаяние. - Смущаться же ни в каком случае не должно, кольми паче не жалеть и не раскаиваться в том, что принято такое пострижение. - Это великий дар Божий; а даром и невеликим пренебрегать не должно: а лучше благодарить и стараться быть достойным того, что нам даровано по великой милости Божией. - Ты хочешь делить неделю на 4 и 3 дня, чтобы в последние преимущественно заниматься чтением Писаний, не оставляя, впрочем, церкви, а оставив четочное правило. - А оно-то должно стоять впереди всего, кроме Церкви. - Лучше что-нибудь другое оставляй, а четочное правило, хоть одиночное, старайся, кроме праздников, совершать ежедневно, и почаще молитву Иисусову произносить - это всего нужнее. - Молитву Иисусову произноси и против блудных искушений; а в гневных искушениях молись за того, на кого скорбишь. Спаси Господни помилуй такую-то и за ея святыми молитвами помози мне окаянной и грешной.

Выкинь из головы, будто бы я о тебе сужу по словам других. - Совсем нет. - А что ты объясняла сама мне словесно и что объясняешь в письмах, по тому я о тебе и сужу. Ведь ты, открываешь, как иногда хитришь, лукавишь, по самосмышлению подозреваешь и неправильныя делаешь замечания по самолюбию и подобное, - словом, перечисляешь качества юродивых дев; - и после этого толкуешь, что я о тебе сужу по словам других! - Ни о тебе, ни о ком другом так не сужу. - Не воте сказано в Писании: "Да неустыдишися лица человеча: суд бо Божий есть". - Не верь помыслам ругающимся над тобою: будто бы тебя никто понимать не может, ради утонченнаго воспитания. - Но ведь светское воспитание утончает человека лишь в лицемерии, в лукавстве, в хитрости и утонченной неискренности, но ни в чем добром. Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства, которых чужд мир светский, хотя и считает себя - будто бы он происходит от другаго Адама, а не от общаго Адама. - Другим как угодно думать, а тебе уж пора понимать настоящий смысл! Здравствуй о Господе в мире и любви!

103. О славолюбии как причине неверия

Мать N! Наконец-то получил я от тебя письмо со смыслом, без противоречий, и именно от 3 ноября, в прежних же письмах писала ты в начале как будто сознание и самоукорение, а под конец опять самооправдание и обвинение других, с недовольством. - Будем лучше всегда держаться самоукорения - это верный и безопасный путь. - Но и в последнем письме есть опять прикровенная затея непостоянства и своеволия, именно не являться в некоторые дни за трапезою, ради поста. - Подражай лучше преп. Феодору Студиту, который ежедневно был за трапезою, но между тем был постник. - Да кроме сего тебе прежде потребно и нужно обратить внимание на главную твою немощь - на неверие, часто тебя борющее и на оное прежде всего ратовать. - Св. Лествичник говорит: долго сомневаться и пребывать без извещения есть признак славолюбивой души. - И Господь во Евангелии: како можете веровати, славу друг от друга приемлюще, славы же от Единаго Бога не имуще.- Правда, в тебе нет грубаго искания славы земной, но есть затаенное желание преимущества; и немощь эта обнаруживается завистию, неуступчивостию и настойчивостию до упрямства, недовольством, гневом и скорым смущением. Если когда ты и решаешься презирать славу, то-это сопровождается вместе и презорством в отношении некоторых людей, особенно когда что-либо представится тебе мнимополезным, и захочешь сделать по-своему. - Но главный признак славолюбия, как сказано выше, есть неверие, долгое сомнение и долгое или перемежающее недоумение о том же. - На все это указано врачевство Самим Господом: научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, - а не сказал: поститеся и обрящете покой души. - Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте; лучше держись умереннаго употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны - излишняго и неуместнаго воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию.

Для молитвы прочти и у преп. Исихия две главы 2 и 20 и запомни их, особенно о смирении, так как дело имеешь с гордыми бесами.

104. Нужно учиться различать козни вражии

Мир тебе, мать N! поздравляю тебя с новолетием и сердечно желаю тебе обновления в духе, особенно желаю и советую тебе оставить изменчивость и непостоянство - то берешься за чрезмерное безмолвие и подвиги и непрестанную молитву, то опять оставляешь все недели на две или немного менее или, немного более, как видно из писем твоих (которыя получены мною и которыя все читал я, хоть и не зараз по получении; напрасно ты в этом сомневаешься). В таком своеволии есть явный признак, что враг путает тебя прелестию, хитро утаивая это от тебя самой. - К тому клонит и помысл вражий, что будто ты недостойна относиться ко мне грешному. - Тут не требуется никакого достоинства, а потребна только покорность. - Смотри сама, за ложным смирением следует смущение. Не явно ли, что это волк во овчей шкуре. Не будь несмысленна, а разумевай козни вражии и оберегайся оных.

105. Принявшему великий образ монашеский должно избегать мирской заботливости

Мать N! - ехать тебе теперь в N, видеться с братом, лично, нахожу, во-первых, неблаговременным, так как ты от неладной постройки очень расстроена духом, а во-вторых, и неприличным, так как ты приняла монашеский в. образ, иже есть совершенное умерщвление от мира и мирских.

Довольно будет и того, чтобы чрез письмо попросить брата о своих потребностях. Силен Господь расположить его душу более тогда, когда ты не решишься пуститься в столичный мир, соблюдая данныя тобою обеты и ища прежде Царствия Божия и правды его; тогда все внешнее будет приложено в потребной мере.

106. Перенося обиды со стороны других, должно вспоминать свои неправды (1871 г.)

Сестры о Господе! Получая от вас скорбныя письма, я все ожидал: вот-вот кончится неприятная история неладной постройки. - Но она доселе продолжается. Для успокоения душ ваших нахожу благовременным напомнить вам о Евангельских словах Самого Господа: аще кто тя ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую. - То есть когда нас укоряют и обвиняют в том, в чем мы нисколько не виноваты, тогда мы должны обратить мысль свою к тем случаям, в которых мы были виноваты пред Богом, или пред людьми, и для получения прощения в своих согрешениях должны простить несправедливость и обиды, наносимыя нам от ближних наших, слыша паки Господа глаголющаго: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец Небесный согрешения ваши; аще ли же не отпущаете человеком согрешения их от сердец ваших... - Грозно и страшно слово сие! Постараемся исполнить то, что от нас требует Слово Божие, и оставим самолюбивыя наши претензии, домогаясь человеческой правды. - Словом, позаботимся о том, чтобы не относился и к нам упрек апостольский: ищуще поставити правду свою, правде Божией неповинушася. - Правда же Божия состоит в том, чтоб при ударении в десную ланиту помнить дела свои с шуией стороны. - Мир вам!

107. Забота о келлии

Мать N! Чадце многозаботливое и уклонившееся во многое попечение! Сама теперь видишь, на сколько это не полезно, особенно тому, кто добровольно отрекся от излишней попечительности. - Прежде я тебе предлагал продать келью по ее неудобству: ты находила это невозможным. Теперь же, когда ты положила столько трудов, стараясь об исправлении своей кельи, и понесла столько скорбей и неприятностей, чтобы удержать свои права пред соседями, и вошла в большия издержки, и даже в отягощающий тебя долг, - теперь стала помышлять о продаже кельи. - Но ты еще не испытала того, как тяжело для человека продавать то, на что он положил много собственных трудов. - Впрочем, если найдется хороший и выгодный покупатель, не запрещаю тебе продать келью; только нужно тебе наперед обдумать, как ты можешь помещаться в тесной келейке, привыкши к широте и особенной чистоте, чтобы всякая вещь была на своем месте, тогда как в малой келейке все свалено бывает в кучу и в безпорядке. - Но пока еще покупателя не имеется в виду, то и можно дело это разсмотреть со всех сторон, и тем скорее разсмотришь, чем скорее возьмешься за чтение духовных книг и молитвенное келейное правило, и исправное хождение в церковь, если здоровье позволит, и внимательно слушание чтения и пения церковнаго, так как сама сознаешь, что бывшия многия хлопоты по келье и встретившияся при этом неприятности разстроили прежний твой порядок жизни, и разслабили душу, и омрачили ум и сердце. - Впрочем, не унывай о сем. Св. Исаак Сирин пишет: если человек придержится страха Божия, как должно, то в немногие дни обрящется во вратех царствия. - Придержаться страха Божия как должно, значит взяться за свое дело прилежно и со смирением и хранением совести, в хождении пред Богом и людьми.

108. Вся испытующе, добрая держите

Многопопечительное чадце N! поздравляю тебя с приближающимся днем твоего Ангела, а мать N!, с дорогою имянинницею. - Сердечно желаю вам обеим, за молитвами серафимов и херувимов и всех безплотных сил небесных, отныне положить конец исправлениям и поправлениям храмин земных рукотворенных и взяться за исправление и обновление душ своих, чтобы быть достойными внити в храмины небесныя и нерукотворенныя. - После всех хлопот и забот прилично вам теперь вспоминать апостольское слово: вся испытующе, добрая держите. - Вы сперва, хотя немного, вкусили безмятежной жизни, ходя постоянно в церковь, и дома занимаясь исполнением молитвенных правил, и упражняясь в чтении духовных и святоотеческих писаний, а потом, ради исправления келлий, вдалась в такую молву и попечение о внешнем, что главное упражнение и молитвенное правило почти были вами оставлены. - Поэтому теперь вполне можете судить о различии того и другаго состояния и настроения душ ваших, и если желаете, то можете опять стремиться и направляться к тому, что душу облегчает и успокаивает; а с другой стороны, должны постараться оставлять все то, что обременяет душу и совесть и отягчает самое тело, так как уныние, от разсеянности начинаясь в душе, переходит и на самое тело, и обоих отягчает и разслабляет. - Помози Господи сотворить начало благое, при посредстве памятования Евангельских слов: нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают е.

109. Наставление о кротости

Сестры о Господе и чадца труждающияся мать N и мать N! Письма ваши получаю, а отвечать на них не отвечаю. - Немощь и недосуг паче меры обременяют меня грешнаго. - Хочу вам написать хоть краткое слово обеим вместе. На днях раскрыл я книгу Добротолюбия, и открылось мне место на 77-й главе Каллиста и Игнатия, в которой они говорят: яко подобает быти кротку сердцем по всяцей нужде (т. е. несмотря ни на какия причины к возмущению); яко же хотяй научитися добре стреляти не беззнамения лук напрягает (а цель поставляет); тако хотяй научитися безмолвствовати, яко знамение (или цель) да имать еже присно кротку быти сердцем. - Не довлеет к добродетели обучение (в подвигах), но подобает и кротку быти со обучением. - Далее в главе 79-й какое-либо уклонение от кротости названо уклонением от цели духовной жизни.

Слова преподобных сих согласуют с словами Самаго Господа, глаголющаго: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и проч. - И, блажени кротцыи, яко тии наследят землю, сиречь сердце, плодоносящее благодатию на тридесять, и шестьдесять, и сто, по чину новоначальных, средних и совершенных; никако же ни в чесом смущая, или смущаяся, аще где не о благочестии будет слово.

110. Наставление пред Великим постом

Сбирался я написать вам порознь, но едва могу написать и общее письмо кое-какое. - При наступлении Св. Четыредесятницы вы обе просите прощения, каждая изъясняя свои немощи; душевныя и телесныя, какия вас тревожили в продолжение прошедшаго лета. - Господь да простит вам прошедшее, и да утвердит вас в будущем, как изречено согрешившей пречистыми Его устами, ни Аз тя осуждаю, иди и к тому не согрешай! - И нам бы Господь помог и укрепил нас воздержаться особенно от немощи самолюбия, которое более всего портит наше дело, и препятствует душевному исправлению. - Как для мирских корень всему злу сребролюбие, так для монашествующих корень всему злу самолюбие, котораго Господь и повелевает прежде всего отрещися: иже хощет по Мне идти да отвержется себе. - Самолюбие наше примешивается и противодействуст каждому доброму делу и портит и растлевает оное; особенно же препятствует приносить чистую молитву Богу. - Блаженный Каллист патриарх в главах о молитве говорит так: аще хощеши уразумети, како подобает молитися, взирай на конец внимания и молитвы и не прельщайся. - Сея бо конец, возлюбленне, умиление есть всегдашнее сокрушение сердца, любы ко ближнему. - Сопротивное же явственно есть; помысл похоти, шептание клеветы, ненависть ко ближнему, и елика сим подобны (Добр., ч. 2, гл. 14).

Всеблагий Господь да подаст нам полезное и душеполезное и спасительное, от зловреднаго же да избавит.

Яндекс.Метрика