Сестры о Господе!.. Письма ваши от 30 марта, и 1-4 и 7 апреля получены. По краткости времени на все ответствую вам словами св. Исаака Сирина, который в слове 48 говорит, что все течение благочестивой жизни заключаемся в трех сих: в покаянии, в чистоте и совершенстве. - Что есть покаяние? оставити первая, т.е. согрешения и скорбети о них. - Что есть чистота? Вкратце: сердце милостиво о всяком созданном естестве. - Что есть совершенство? Глубина смирения.
Вопрос: что лучше, совершать обычное правило или проходить Иисусову молитву? Ответ: лучше исполнять и то и другое; потому что под правилом жили и не оставляли онаго великие мужи, каков был Антоний В. и преп. Зосима, видевший Марию Египетскую. - Стоя в церкви, должно слушать внимательно пение и чтение церковное, и кто может, не должен оставлять при этом и молитвы Иисусовой, особенно когда не хорошо и невнятно слышно чтение церковное. - Молитва Иисусова по научению св. отцев прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием, кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной; за оставление же укорять себя и каяться со смирением, но не смущаться; потому что смущение, какое бы оно ни было, есть признак тайной гордости и доказывает неопытность и неискусство человека в прохождении своего дела.
Когда кто-либо совершает келейное правило, и среди онаго почувствует особенное настроение духа к молитве Иисусовой или к поучению в каком-либо изречении Писания, тогда может оставить на время келейное правило и заняться тем или другим из сказанного. Так научают нас опытные отцы.
Мать N - чадце двоедушное и храмлющее на обе плесне! Презри вражие внушение касательно представляющагося начальства. Ты ведь добровольно избрала - благую часть Марии, одобренную Самим Господом, зачем же озираешься вспять? Если владыки - архиереи в этом образе слагают с себя иго начальства, то будет ли сообразно в оном принять начальство, хотя бы стали и предлагать оное? Притом и без сего образа решиться на такое страшное дело весьма опасно, как говорит о сем св. Симеон Нов. Богослов в книге 12 слов, в слове 8-м. Немедленно прочти это слово в славянском переводе, а после пришлем тебе и в русском. Наконец подумай, что ты ведь и больна и слаба. - По всем этим причинам презри вражие это искушение и старайся внимать своему спасению, может быть, и смерть от нас недалеко.
Молись и о мне грешном.
Сестры о Господе NN! Получаю от вас письма, а по немощи давно не отвечал вам. Скорбите о своей постройке! Что делать? Потерпите и вперед будьте разсудительнее и осмотрительнее и в других делах. Думаю, что вы не много тут наказаны и за непокорность и презрение моего грешнаго совета. - Если бы вы приспособили мой план к своему соображению и потребовали бы так от управляющаго, чтобы сруб был приготовлен по предлагаемому плану, тогда бы много было вам легче, и постройка была бы лучше. - Хоть теперь послушайте меня - около самой печи сделайте три двери, чтобы средняя дверь отворялась только с общаго согласия, или среднюю дверь и совсем оставить, тогда келейки будут обе не проходныя; а это большое удобство подаст обеим вам к безмолвному уединению. Никто из вас да не раскаивается, что приняли полное монашество, только до конца да не вознерадим, а то силен Господь подати нам своевременную помощь, если постараемся отвергать самонадеянность и презорство и другое прочее неугодное Богу, паче же и Богопротивное.
Мир вам! Молитвеннаго правила совсем не оставляйте, а старайтесь исполнять, елико, елико возможно. - Молитесь и о моей худости. - Езжу по дачам, а укрепления большаго не чувствуется. - Но за все слава Богу, Который лучше нашего знает полезное нам.
Поздравляю вас с приближением келлии вашей к концу и желаю вам в ней пребывания мирнаго и душеполезнаго. - Напрасно вы приняли к сердцу мое замечание, что неурядица была частию наказательная; оно было сделано просто, шутя и мимоходом; и теперь, когда вы объяснили дело, все стало понятнее. - Укорите себя, что прежде не объяснили мне, как было дело; и будьте покойны.- Я ничего не имел и не имею за это на вас, и что писал вам, то писал просто.
Пишешь ты, мать N, что хочешь приходить к сестре в определенное время, к обеду и вечером; а после обеда и после вечерняго правила уходить в свою келью. - Это одобряется, - держись этого, потому что после обеда требуется отдых, а после вечерняго правила св. отцами запрещены излишния беседы, кольми паче не полезныя или ведущия к общему смущению. - Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. - У нас же путаница от того и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами. - Дело же спасения совершается очень просто, как говорит апостол: мир имейте и святыню, их же кроме никто же узрит Господа. - И паки: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. - Всеблагий Господь да помилует всех нас ими же весть судьбами.
Мать N! На письмо твое от 10 октября, которым просишь ответа скорейшего и собственноручнаго (а я этого числа заболел прошлогоднею болезнию, и потому), решился продиктовать тебе несколько слов.
Помышлять о совершенном разделении с сестрою оставь до времени: лучше попробуйте жить так: - ты живи в каменной келье, а мать N пусть живет в деревянной; и каждая да попечется о спасении своей, души, как умеет и как разумеет. Зачем прежде времени обнародовать формальное разделение? Лучше всего попробуйте прежде испытать себя тайно как предполагаешь теперь в мысли твоей; после виднее будет, на что следует решиться и как поступить.
Сестры о Господе! Давно собирался писать вам, но никак не приходилось: то немощи, то недосуг никак не дозволяли сего сделать. Теперь поздравляю вас паки сошедшихся вкупе на общее житие. - Пожили вы немного врознь, а через это пришлось вам перечувствовать.- Примите это обе за урок себе, каждая усматривая свою пользу душевную из того, что жили врознь, и что живете теперь вместе. - Ни та, ни другая не допускайте в себе самооправдания, а начните дело пользы каждая с познания своих немощей и с самоукорения; а в продолжении имейте в виду то, чтобы одна другой ни мало не мешать в деле спасения, имея пред очами всегда страх Божий и праведнаго обличителя - свою собственную совесть, которой монаху не должно попирать ни в каком случае. - Обе укоряйте себя и за то, что погорячились и много толковали при переходе из келлии Ч. - Можно бы было это сделать и без горячности и поскромнее: тогда было бы полезнее обеим сторонам. Зазрите себя в этом и вперед будьте осторожнее.
Мать N! Чадце мудреное и постоянства неимущее! то уже горе ты паче меры простираешься, то паки долу паче меры нисходиши, как это видно из письма твоего от 5 марта. - Чтобы поправить сбивчивое свое положение, ты просишь дозволения заняться тебе преимущественно чтением духовных, а молитвенное правило ослабить. - Но в Евангелии повелевается сие творить и онаго не оставлять.- Этому правилу и последуй, держась всегда средины и умеренности в том и другом случае. - Тогда и положение твое и расположение душевное уравняется. - Св. Исаак Сирин говорит: умеренному и притрудному деланию цены несть. - Так оно ценно, так полезно и спасительно, а крайности названы бесовскими, т.е. от внушения и подстрекания бесовскаго происходящими; почему, несмотря на свою благовидность, всегда вред душевный приносят, избегая чего попеременно читай и молись в меру, не ослабляясь совершенно, ни от разленения, ни от житейских попечений, ни от претензий на других. - Богомудрые отцы научают нас всегда и во всем лучше себя укорять и во всяком неприятном случае на себя возлагать вину, а не на других. - Тогда и обрящем покой и мир душевный и удержимся на истинном пути спасения.
Чадце недоумевающее мать N! не скорби, что вы с м. N скоро уехали от нас; и у нас бы без толку пробыли, потому что я был нездоров и никого не мог принимать. Письма твои от 30 мая и 2 июня получил. Представлять лице духовнаго отца в церкви, и на молитве келейной не только не благовременно, но и противузаконно и вредно. - Это просто благовидное искушение вражие, котораго нужно избегать всячески. - Первая и главная, заповедь Евангельская: "возлюбиши Господа Бога всем сердцем и душою и помышлением". Этой заповеди и нужно всячески держаться. О духовных же отцах заповедь другая, так как бдят о душах наших, должно повиноваться им, а не представлять их во время молитвы. - Это не только не нужно, но и вредно, особенно тому, кто еще не освободился от земных чувств ветхаго человека.
Пишешь ты, что в молитве Иисусовой есть у тебя какое-то запинание на словах помилуй мя грешную; это показывает, что прежде эта молитва совершалась тобою без должнаго смирения, без котораго неприятна Богу и молитва наша. - Поэтому принудь себя ударять на слово - грешную с должным понятием.
Мать N! чадце парящее, мечтающее и увлекающееся! Ты безпокоишься - получил ли я твои письма от 30 мая, 3, 7 и 9 июни, и читаю ли оныя! Я уже писал тебе, что читаю все, хоть и не вдруг по получении, от немощи и недосуга, а отдохнувши. Опять ехать к нам теперь тебе неблаговременно по многим причинам: моя немощь и недосуг и нарекание за трату денег от брата! (полезнее ему жить в деревне, нежели за границею). - Лучше вместо поездки к нам, дома позаботься о тех немощах душевных, о которых писала мне, молясь с верою и смирением Врачу душ и телес, да исцелит внутренния и невидимыя немощи наши. - Един Он всесилен уврачевать тайныя страсти наши. - Потому что доброненавистник поставил тайныя сети на пути духовнаго отношения, чтобы вместо пользы нанести душевный вред. Но да упразднит все сие Всеведущий и Всесильный Господь мановением Своим. Впрочем, и, мы сами, разумевая козни вражия, да отвергаем вредное и душевредное; полезное же да содержим. - Можно вспоминать о. духовнаго, но не в церкви или на молитвенном правиле, когда весь ум должен быть обращен к Богу Единому. - Да и в другое время воспоминание должно очищать от неполезной примеси, обращением и к Богу и призыванием Его Всесильной помощи и помилования и избавления от вредной примеси.
Р. S. Если желаешь избавить и от зависти и душевредной ревности, то же средство употребляй, молясь, от тайных моих очисти мя Господи, и помышляя, что духовное неисчерпаем; - твоего никто не восхитит, как и ты другаго; всем достанет и не оскудеет.
Мир тебе! мать N - чадо мое неудобопонятное, паче же планы свои и предположения скоро изменяющее. Писала ты мне, по отъезде, что скоро и очень скоро желала бы приехать к нам и с братом своим, то опять пишешь, что тебе уже не придется со мною видеться, а брата своего не желаешь и видеть. - Разъясни мне, како бысть изменение сие и чесо ради.
Пишешь в одном из своих писем, что искушение миновало, только многих слез стоило тебе, а из других писем видно, что не совсем еще миновало, а проглядывает. - Силен Господь явить нам помощь Свою, если достодолжно позаботимся избавиться от немощи сея, воздавая Кесарево-Кесареви, а Божия Богови. - Разумей глаголемое, и потщимся Божие впереди поставити, тогда и прочее станет в своем чину.
Пишешь, что иногда к обычному правилу прилагаешь лишние поклоны от усердия до усталости, а после и обычнаго не выполняешь. - Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости. Невотще пишут св. отцы: "умеренному деланию цены несть". При молитвенном подвиге прежде всего должно заботиться о том, чтобы избавиться дурных и зловредных качеств юродивых дев, да не услышим: "что мя зовете Господи! Господи! И не творите повеленнаго Мною о мире и святом отношении ко всем"; Господи! помилуй нас!
Мать N! неудобопонятная для тебя самой; что же касается до меня, то непонятная только в том отношении: лишь подумаю, что мать N стала на степень, утвердилась в своих понятиях и разумениях, смотришь, опять у ней старыя сомнения, опять прежния недоумения, недоверие, подозрение и подобное; опять придумывание новых правил, новаго образа жизни, чуть и не новаго имени. - Прежде желала носить имя еще не признаннаго во св. Саровскаго старца Серафима; а теперь не нравится тебе имя и мученицы N. Если бы ты была тверда и обстоятельна, то тогда же бы и назначала праздновать свои именины N числа. Было бы дело просто и безукоризненно. Теперь же можешь так праздновать, т.е.00 числа, но с укорением себя за непостоянство и неосновательность, - Отселе постараемся положить твердое начало не разветвлять путь Христов на многообразныя отрасли, но собирать во едино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думая дурно и подозрительно.
В письме от 14 августа пишешь, что желаешь писать ко мне реже, по получении ответов; попробуем во избежание сомнений и недоразумений. - Сама ты неаккуратна, а от меня требуешь аккуратности и ранней и поздней. - Письма от тебя получены 30 мая, потом от 2, 8, 13, 16, 20 и 27 июня; за числа июля уже тебе выслан счет, а от 4 августа также получено. Но у тебя бывает числа два в конверте и иногда два на конверте, - какое прикажешь означать? Будем жить проще, и Бог помилует нас. - Мир тебе.
Сестра о Господе мать N! Письма твои получаю исправно, но сегодня мне нездоровится; много писать не могу, а вкратце скажу об одном. - Я нахожу, что и для моей немощи будет сноснее и для вас самих лучше, чтобы вы писали мне не так часто, но дельнее. - Я говорил матери N, а теперь я тебе объясняю, что довольно с вас будет: в две недели писать мне по одному письму, а в другое время записывайте что нужно, и потом, прочитавши свои записки, сообразите сами, что нужнее, - то и пишите мне, в две недели раз, покороче, да подельнее. А то ваших писем накопляется много; в каждом письме много разных описываний; - что вы когда чувствуете и помышляете: все это собирать и соображать и на все отвечать не имею решительно ни сил, ни времени. - А когда будете писать пореже, покороче, да поосновательнее, тогда, повторяю, и для меня будет легче, и для вас лучше.
Письма ваши должны состоять в двух главных предметах.
1. Приносить покаяние, в чем по немощи придется погрешить против заповедей Божиих, или опустить из должнаго правила.
2. Спрашивать, что нужно. - Разумеется, кроме этих двух предметов могут быть некоторыя добавления. - Только пощадите меня от описывания различных ощущений душевных и различных размышлений, которыя ежедневно изменяются, как на дворе погода. Мир тебе!