8 октября 1919 г. - день рождение архимандрита Кирилла (Павлова)

8 октября 1919 г., в день памяти Игумена земли Русской – святого Сергия Радонежского – в селе Маковские Выселки Рязанской области родился будущий всероссийский духовник, монах Лавры Преподобного Сергия, архимандрит Кирилл (Павлов). Мы побывали в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Маково, где крестили будущего подвижника и где еще ребенком беседовал он со своим духовником, а став студентом семинарии, произнес свою первую проповедь.

 

От чистого истока

Младенца окрестили Иваном – в честь любимого ученика Спасителя, апостола любви Иоанна Богослова, память которого отмечается на следующий день – 9 октября.

Апостольскую любовь, дух строгой монашеской аскезы, батюшка будто бы впитал в себя с воздухом родных есенинских просторов, где белые березы – как большие свечки, ивы – что кроткие монашки, а родные степи звенят молитвозвонным ковылем:

О Русь, малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску…

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу,

Но не любить тебя, не верить –

Я научиться не могу…

(«Запели тесаные дроги», С. Есенин)

Белоснежная лебедушка – церковь Рождества Пресвятой Богородицы на реке Курлышевке в селе Маково известна с 1616 г., когда в летописях встречается первое упоминание о тогда еще деревянном храме.

Рассказывает протоиерей Валерий Попов, настоятель церкви в честь Рождества Богородицы, с. Маково Михайловского района:

– Храмик наш старенький, считается, что каменное здание было возведено в 1772 г. владельцем села Петром Андреевичем Колычевым. Раньше на этом месте была церковь деревянная. В советское время храм оказался в запустении, по стенам пошли трещины, хотя службы не прекращались. Но добиться проведения ремонта было сложно. В 1989 г. упала колокольня, батюшка ушел служить в соседнее село, и церковь хотели закрыть.

И вот по благословению отца Кирилла (Павлова) храм возрождался: настоятелем назначили отца Анатолия Челнокова, сам батюшка Кирилл принимал активное – деятельное и молитвенное – участие в восстановлении церкви. Сохранилась фотография, на которой запечатлено, как он ходит по крыше храма.

До войны и во время Великой Отечественной здесь служил отец Иоанн Кузьменко, он похоронен у алтаря. Это, как считается, первый духовник батюшки Кирилла. В самом храме, под алтарем Святителя Николая, погребен известный государственный деятель граф Дмитрий Андреевич Толстой (1823–1880), который в разные годы при императорах Александре II и Александре III был обер-прокурором Святейшего Синода, министром народного просвещения, министром внутренних дел и шефом жандармов. В Макове располагалось его имение, рабочий кабинет, была прекрасная библиотека. В советское время все разорили, конечно, в бывшей усадьбе открыли сельскую школу.

Таким образом, Промыслом Божиим будущий всероссийский духовник Кирилл (Павлов) первые годы обучался в усадьбе обер-прокурора Святейшего Синода и министра народного просвещения Дмитрия Андреевича Толстого. Начальная школа (так же, как и храм) находилась в 2 км от дома Павловых: из Макова на Выселки путь лежал через живописный лесок Дорки, в звенящей тишине которого воочию ощущается «глас хлада тонка и тамо Господь» (3 Цар. 19:8).

Слово «мама» дорогое…

Детей у Павловых было пятеро: два сына (Адриан и Иван) и три дочери (Анна, Мария и Александра).

Отец семейства – Дмитрий Афанасьевич (дети называли его «папаша» или «папанька», как было принято на Рязанщине) – пел в церковном хоре. Односельчане вспоминают о нем как об уважаемом, грамотном, книжном человеке – к Дмитрию Афанасьевичу часто обращались за советом, в том числе для разрешения споров.

Рассказывает Антонина Яковлевна Салина, племянница отца Кирилла, дочь его сестры Анны:

– Моя мама, когда пошла в школу, часто плакала: «Я ничего не понимаю». И тогда мой дедушка, ее папа, Дмитрий Афанасьевич, сел и научил ее и читать, и писать, и не только по-русски, но и по-церковнославянски. И она уже спокойно ходила в школу, могла читать Псалтирь, когда служила по умершим. Дмитрий Афанасьевич и сам был очень грамотный, в строгости воспитывал своих детей. Прабабушка наша Гликерия, в простонародье Лукерья (моя мама ее называла бабушка Луша), тоже была строгая, рассудительная, даже внуки ее немножко побаивались.

Так что дар рассудительности старец Кирилл (Павлов) унаследовал в том числе от отца. От него же – музыкальность. У батюшки Кирилла был тонкий слух, красивый баритон, он любил церковное пение, сильные хорошие голоса – мог после службы передать просфору или шоколадку регенту или певцу на клиросе. Уже будучи монахом Троице-Сергиевой Лавры, часто вспоминал отец Кирилл заздравную ектению – «царское» «Господи, помилуй», – которую слышал в детстве в храме Рождества Богородицы. Даже просил лаврского регента, отца Матфея, спеть «царское». Тот отшучивался: «Батюшка, царевны нету»…

От мамы Иван Павлов унаследовал доброе сердце. Прасковья Васильевна была болезненной, часто лежала, но односельчанам запомнилась своим милосердием. Антонина Яковлевна Салина рассказывает: «Через деревню часто ходили нищие, побирались. Прасковья Васильевна никогда им не отказывала, маму посылала: «Ты только отцу ничего не говори… Подай яички, то-се, подай». Очень милостивая была».

По окончании начальных классов встал вопрос о том, где Ивану учиться дальше: в Михайлове, что в 16 км от села, или у старшего брата, Адриана Дмитриевича, в селе Пустотино – на другом конце Рязанской области. Транспорта не было, поэтому решили отправить Ваню к брату, который к этому времени уже окончил институт и преподавал в школе (а затем стал ее директором), учительницей была и супруга Адриана. В семье брата-коммуниста Иван Павлов, по собственному выражению батюшки, «распрудился» – отошел от Церкви и церковного уклада.

Его новая дорога к храму начнется в огненном Сталинграде, во время Великой Отечественной войны. Известный духовник, протоиерей Валериан Кречетов рассказывает, что несмотря на все свои немощи, до тысячи поклонов в день делала мать солдата Ивана Павлова Прасковья Васильевна, молясь за сына во время войны.

Приезжая в Маково в послевоенные годы, отец Кирилл частенько исполнял трогательный духовный кант о матери:

Слово «мама» дорогое, ею нужно дорожить.

С ее лаской и заботой легче нам на свете жить…

Если мать еще живая, счастлив ты, что на земле

Есть кому, переживая, помолиться о тебе.

Здравствуй, здравствуй, я вернулся…

В последние годы – до своей болезни – отец Кирилл ежегодно бывал на Рязанщине весной – в период от Пасхи до Вознесения, когда в полную силу цветут сады, «сыплет черемуха снегом», служил панихиду на могилах родителей и сестер, накрывал пасхальный стол для односельчан, хлопотал о храме.

Один из послушников батюшки, Алексей Радиков, по своему проекту изготовил надгробья для могил родителей отца Кирилла. Алексей ушел из земной жизни рано: поехал к маме, монахине Варваре, в Дивеево на день Ангела и погиб по дороге. А вот память о нем осталась, теперь в Макове поминают и раба Божия Алексия.

Родительский дом отца Кирилла не сохранился – крытый соломенной крышей, он сгорел в 1957 г. Но сестра батюшки Анна Дмитриевна после выхода на пенсию приобрела домик в Макове, прямо у церкви, где и доживала свои дни. Покупку благословил сам батюшка Кирилл.

Рассказывает Антонина Яковлевна Салина: «Отец Кирилл очень любил свою малую родину, свой храм. Говорил, что воздух здесь особенный. Он просто здесь оживал. Километрах в 15 отсюда, в Тульской области, в Асанове, есть чудотворный источник Казанской иконы Божией Матери. И батюшка не только посещал могилы в Макове, служил панихиды, литии, но и обязательно ездил в Асаново.

Когда храм в Макове стал разрушаться, они со старостой – монахиней Марией Петровной Юдиной – серьезно взялись за то, чтобы не дать ему закрыться. И как видите: до сих пор храм Рождества Богородицы благоденствует, в нем служат, крестят, молятся. Еще больше стало прихожан.

Сначала батюшка в Маково приезжал один, потом вдвоем с архимандритом Николаем, он тоже рязанский. А потом компании стали разрастаться, появились духовные чада – его келейник отец Агафадор (Маркевич), наместник Даниловского монастыря отец Алексий (Поликарпов) и многие другие.

Это были задушевные встречи. Они пели духовные канты, стекались односельчане. Для всех батюшка находил какое-то утешение: иконочки, сладости, подарочки – всех одаривал. «Только молитесь, молитесь, Евангелие читайте». В соседнем селе жил убогий Николай, у него что-то с ногой было, так отец Кирилл ему специально привозил гостинцы.

Всегда появление батюшки было радостью для людей: «Отец Кирилл приехал, отец Кирилл приехал!»

Еще при жизни батюшки по его благословению в трапезной храма Рождества Богородицы в Макове был оборудован и освящен алтарь в честь Небесного Покровителя отца Кирилла – преподобного Кирилла Белоезерского. Сегодня это трапезный храм и одновременно просфорня.

О великом старце современности – отце Кирилле (Павлове), истоках его духовного пути и деятельном участии в судьбе маковской церкви напоминает икона его Небесного Покровителя – Кирилла Белоезерского – в иконостасе трапезного храма.

Владимир Шуванников, Ольга Каменева

Яндекс.Метрика