Page 2 of 12
ИСПОВЕДЬ ПО ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ
Первая заповедь
Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии разве Мене.
(Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов кроме меня.)
Кайся, христианин, в чем прегрешаешь ты против этой заповеди.
- Имеешь ли ты твердую веру в Слово Божие и учение святой Церкви и не имеешь ли каких-либо сомнений в истинности святой веры, изложенной в Священном Писании?
- Не допускаешь ли ты мысли о том, будто совсем нет загробной жизни?
- Во всяком ли деле с молитвой обращаешься к Богу, надеясь на Его помощь?
- Благодаришь ли Бога за все от чистого сердца? Не ропщешь ли иногда, осуждая дела Его творений и Его Промысл?
- Не открывал ли своих сомнений в вере другим с намерением породить и в них такие же сомнения и неверие?
- Не терял ли веры в Промысл Божий при виде, как зло торжествует, а добродетель угнетена? Не допускал ли мысли или не говорил ли: «Чем я грешнее других? Почему неверующие благоденствуют, а верующие терпят скорби?»
- Не был ли ты когда-либо безбожником или в душе не сочувствовал ли безбожникам?
- Не хулил ли имени Божия, Божией Матери или святых?
- Не повинен ли ты в грехе ереси, или сочувствии еретическим или сектантским учениям?
- Не одобрял ли иногда раскольнических самочинных собраний вне единства с Православной Церковью?
- Не подвергался ли когда-либо малодушию или унынию, или даже отчаянию в своем спасении с потерей всякой надежды на милосердие Божие по случаю каких-либо тяжких грехов, тобою содеянных?
- Хорошо ли ты знаешь истины и заповеди православной веры и стараешься ли исполнять их?
- Не допускаешь ли нерадения к чтению Слова Божия? Стараешься ли читать святое Евангелие, творения святых отцов и другие спасительные книги?
- Не позволяешь ли себе небрежного обращения с книгами Священного Писания? Не читаешь ли книг, противных учению веры и добрым нравам и не занимаешься ли подобными разговорами?
- Не обращался ли когда к волшебникам или ворожеям и гадателям будущего? Не гадал ли сам? Не ворожил ли на Библии и Псалтири?
- Не согрешил ли суеверием каким-нибудь, например, перемешиванием трав для предохранения от болезней или несчастья, заговорами болезней, верой в неизбежную судьбу, в слепой случай, в дни черные, тяжелые, легкие; ложным мнением, будто от встречи со священником случится несчастье, или другими суевериями?
- Не имеешь ли чрезмерной веры всем без разбору снам?
- Не ставил ли свечи за упокой живых?
- Не ленишься ли молиться Богу? Не пропускал ли утренних и вечерних молитв, перед принятием пищи и после него, перед началом и по окончании всякой работы? Не был ли на молитве обуреваем богохульными помыслами?
- Не любил ли тварь больше Творца: отца, мать, жену, мужа, сына больше Бога? Не пристращался ли к чему-либо до забвения Бога?
- Не допускал ли греха человекоугодия, то есть не льстил ли кому, не одобрял ли его плохих дел?
- Не надеялся ли на человека более, чем на Бога?
- Не обращал ли священных слов в шутку, глупый смысл и кощунство?
- Не отвергал ли явной истины и не утверждал ли чего-либо против совести?
- Не повинен ли в грехе неблагодарности Богу за Его бесчисленные благодеяния к тебе?
- Не допускал ли неверия в чудеса, часто встречающиеся в жизни нашей и совершающиеся силой Божией?
- Не согрешил ли вольным мнением о Божественных предметах, противным учению Православной Церкви?
- Не согрешил ли несбыточными мечтаниями и построением самонадеянных и счастливых планов своей жизни, а также упрямым исканием мнимого счастья, без веры и без Бога?
- Не согрешил ли самонадеянностью, то есть надеждою на одни свои способности, силы, труды, добродетель или богатство и т. п., а не на милость Божию?
- Не согрешил ли нерадением о своем спасении в неразумной надежде на милосердие Божие?
- Не согрешил ли недостатком преданности воли Божией, покорности распоряжениям Промысла Божия, упрямым желанием, чтобы все было только по твоему хотению?
- Не согрешил ли нетерпимостью и ропотом в болезни, несчастии и вообще, когда Бог делает с нами не то, что бы нам хотелось (например, часто грешим ропотом на худую погоду, которая также зависит от Промысла Божия)?
- Не имел ли пристрастия к какому-либо человеку или вещи большего, чем любовь к Богу?
- Обоготворение икон и называние их «богами» и «божествами»
- Представление Бога в виде какой-нибудь вещи и убеждение, что Он в существе своем таков, каков на изображениях.
- Невнимание к святым иконам, несодержание их в чистоте.
- Употребление иконы, совсем утратившей свое изображение (здесь не может служить оправданием даже и родительское благословение ею).
- Убеждение, что некоторые места и вещи спасают сами по себе.
- Поставление рядом с иконами без всякого промежутка и расстояния портретов, картин и вещей.
- Считать храмы Божии равными наряду с другими общественными домами.
- Опущение долга зажигать лампады и свечи перед иконами, что заповедано Самим Богом и Священным Писанием (Исх. 30, 7-8) и утверждено Вселенским Собором.
- Неимение дома святых икон Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, святых угодников Божиих.
- Имение и содержание в доме вещей, наговоренных ворожеями.
- Считать идолопоклонством поклонение святым иконам и святым вещам.
- Небрежное отношение к святым иконам, к Кресту Господню, которое выражается в том, что в божницах с иконами полагают неосвященные предметы, не обтирают пыль со святых икон, прикладываются к иконам в нетрезвом виде или в телесной нечистоте.
- Хождение без креста на груди. Привязывание к кресту чего-либо из вещей житейских, неосвященных.
- Небрежное изображение крестного знамения (в перчатках или по небрежности, всеми пальцами разом, или крестятся, полагая персты на чело, на грудь, а до плеча не доносят, чем отнимается у крестного знамения весь смысл и достойная честь, а у молитвы — сила).
- Ношение всевозможных украшений: бус, ожерелий, цепочек, медальончиков и проч.
- Хождение в церковь и прикасание к святыне в нечистоте телесной (женщины и девицы в период месячных очищений) и в нетрезвом виде.
- Многолетнее непричащение Святых Христовых Таин.
- Нерадивость в подготовке к исповеди (без должного говения по уставу святой Церкви). Идя на исповедь, не примирился с людьми и не простил их за причиненные обиды.
- Намеренное утаивание греха на исповеди вследствие стыда перед духовником.
- Холодность и бесчувственность на исповеди. Отсутствие сердечного раскаяния.
- Недостойное или с малой подготовкой причащение Святых Христовых Таин. Причащение без страха Божия, без благоговения, сокрушения сердечного, с опущением полноценного правила, без прочтения накануне причащения положенных молитв и канонов.
- Приобщение Св. Христовых Таин, несмотря на запрещение духовника.
- Уход из церкви тотчас после причащения, не выслушав благодарственных молитв.
- Упивание вином в этот день допьяна, излишнее принятие пищи, играние в карты и неудержание себя от супружеских ласк и проч.
- Почитание Святых Таин Тела и Крови Господних как простого хлеба и вина.
- Воздаяние Божеской чести Божией, Матери и ангелам, или кому-либо из святых.
- Ложное юродство, ложное странничество, ложное отшельничество среди мира и ложное ношение одежды лиц монашествующих или духовенства.
- Неисполнение епитимии, наложенной духовником, как и произвольное изменение ее или же саморазрешение от нее после смерти духовника.
- Молитва о неразумном или прямо противном Богу, например, о том, чтобы Бог наказал обидчика, чтобы послал богатство для роскошной жизни и т. п.
- Гнев во время молитвы, а также сразу по приходе из церкви.
- Принятие на себя трудов для своего спасения сверх своих сил.
- Желание себе смерти или скорби.
- Объядение и пьянство. Посещение пивнушек.
- Уединенное ядение, тайноядение.
- Приготовление у себя самогонных опьяняющих напитков и распространение их.
- Пристрастие к табаку, курение, жевание табака и проч.
- Картежная игра и другие азартные игры.
- Пристрастие к, мирским зрелищным и разгульным увеселениям.
- Самолюбие, самомнение; чревоугодие, ненасытность; гневливость, сердитость, раздражительность; выхождение из себя, беспорядочный, неразумный крик, вопли; сребролюбие, страсть к деньгам, корыстолюбие, страсть к принятию даров; честолюбие, превозношение и величание себя, желание себе чести.
- Презрение священных вещей: освященной воды, мирра, просфор и небрежное отношение к ним (держишь ли ты их у себя, окропляешь ли свой дом, вкушаешь ли их с чистой верой?)
- Любовь к вещам, которые чтут раскольники, еретики и безбожники, но которые сами по себе внимания не заслуживают.
- Славословие, любовь к чинам и пристрастие к нагрудным знакам отличия.
- Пристрастие ко всякого рода вещам, драгоценностям, украшениям, нарядам.
- Щегольство, украшение себя модными одеждами, ароматами, драгоценностями, прикрасами для своего величия и соблазна других.
- Гордость, высокомерие, состязание в неразумных делах и забавах, хвастовство, напыщенность, тщеславие, чванство, бессовестность, болтливость, шутки, глупые речи.
- Порабощение себя какой-нибудь страсти, как то: пьянству, необузданному сладострастию, раболепству духу времени, погони за модами, и подражание всяким пустым вкусам и недобрым обычаям с нарушением заповедей Божиих, с потерею чистоты.
- Лицемерие или притворная набожность для достижения каких-либо земных благ, выгод, а не для угождения Богу.
Первая заповедь, запрещая означенные грехи, обязывает нас приобретать правильное познание о Боге, Его воле, твердо веровать в Него, надеяться на Него, любить Его с совершенной преданностью Его воле, с благодарностью, благоговением и с сыновним страхом, как бы не оскорбить Его чем-нибудь. Стараетесь ли вы расширить в себе эти добродетели?